XX век

,

2000-е

,

2010-е

,

Архитектура

,

Византия

,

История искусства

,

Методология

Византия после Византии: о чём этот номер

№ 2 (597) / 2016

Николай Кулебякин. «Нерушимая стена» — запрестольный образ. Cобор Святой Софии, Киев, 2008
Фотография из серии «Краткая история искусств»

Крупнейший знаток византийской культуры Сергей Аверинцев однажды заметил, что различия между цивилизациями проистекают скорее из сферы изобразительного, чем из политики или религиозной догматики. И мы как представители русской культуры уникальны в этом мире тем, что считаем красивым или уродливым. В то время как ренессансный Запад увидел в картине окно в природу, мы полагали её окном в иную реальность. Свой способ видеть мы получили в наследство от Византии, которая сформировала наш вкус и настроила наш глаз. Поэтому сегодняшние новостные анекдоты про депутатов, которые предлагают российскому премьеру переименовать Стамбул в Константинополь, на самом деле вредят нашей исторической памяти. За новомодной риторикой можно и не заметить, что в работе со светом современные художники повторяют то, что уже было сделано в Софии Константинопольской много веков назад. Им и не нужно помнить о пространственных находках греческих мастеров, потому что Византия — это наше бессознательное.