Москва

,

Концерты

,

Christmas

Vivacello-2022

Музыкальный фестиваль, где главным инструментом становится виолончель в многочисленных и разнообразных ипостасях, выложил записи всех своих концертов нынешнего года на youtube. Хотим поделиться самым любимым — на библейские сюжеты. Музыку Йозефа Гайдна интерпретировал дирижёр Филипп Чижевский и его ансамбль Questa Musica

Музыкальный фестиваль Vivacello-2022. Ансамбль Questa Musica, дирижёр Филипп Чижевский

Ведущий Артём Варгафтик начал этот концерт с сообщения, что от архиепископа испанского Кадиса, заказавшего Гайдну цикл сонат «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте», композитор получил в награду огромный шоколадный торт, как потом оказалось, набитый золотыми монетами. Непрояснённым, правда, остался вопрос, как именно торт доехал из Испании в Австрию, или же венским кондитерам всё же доверили паковать в масляный крем такую огромную сумму. Зато когда слушаешь музыку, сразу понимаешь, поэтому заказчик прислал именно торт. Дело в том, что музыка, которую заказали Гайдну, предназначена для общей молитвы прихожан в Страстную пятницу — самый тёмный и страшный день литургического года. В пышном испанском храме представление было обставлено максимально театрально — интерьер собора весь был затянут черной тканью, музыканты играли при тусклом свете, едва достаточном, чтобы увидеть ноты. Однако сама музыка Гайдна, даже в самые драматичные моменты страстей Господних, льется пышными и густыми волнами взбитых сливок по шоколадным коржам. Мажоры и миноры семи гайдновских пьес звучат у Чижевского кондитерски воздушно, может быть потому, что католическом Рождестве всегда присутствует горечь грядущей Пасхи, в Пасхе — отзвуки радости Рождества.

Второе отделение — «Сон Иакова» современного израильского композитора Баруха Берлинера — это уже не про смерть на кресте, а про обретение рая. Концерт, для которого автор сделал несколько версий — в данном случае для виолончели с оркестром — рассказывает знаменитую историю двух братьев, где старший продаёт своё право первородства за миску чечевицы. А младший бежит от его гнева в пустыню и видит сон о лестнице, по которой спускаются и поднимаются ангелы. История еврейского народа пойдет дальше, потомство Иакова будет обильным и получит в своё распоряжении землю Израиля, но самый важный момент концерта — то, что композитору не интересна вся дальнейшая библейская история, он не идёт вместе со своим героем в будущее, а поднимается вместе с ангелами на небо, и что же там звучит? Это вовсе не призрачная музыка сфер и не строгие классические каденции — это музыка, под которую танцуют, музыка еврейского праздника, потому что рай — это искренняя радость, а не стояние с возвышенным видом и постным лицом. Праздники тоже бываю официальными, но иное дело привольная и задушевная плясовая, в которой пробиваются мотивы аргентинского танго — то ли от Пьяццоллы, то ли из южноамериканских танцев, также написанных Берлинером.