AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Роман Бобков: Я обратил внимание, что алгоритмы, которые лежат в основе архитектурных построений, берут своё начало в биологии

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Роман Бобков

Художник, в своей практике исследует, как цифровые технологии проникают в нашу повседневную жизнь. Он уверен, что в нашей жизни слишком много информации и страхов, поэтому придумывает свои работы так, чтобы они помогали зрителю расслабиться и успокоиться. При этом показывает, что математические алгоритмы берут начало в биологии и на их основе создает собственные цифровые организмы

Роман Бобков, instagram.com/liccibeam/
Работает с Cinema 4D и Octane Render, Houdini

У меня есть два вектора. Во-первых, я исследую, как цифровые технологии проникают в нашу повседневную жизнь. Это сложно не замечать, поскольку мы все пользуемся соцсетями, поисковыми системами, дополненной реальностью, она даже становится элементом коммуникации брендов с потребителями. Чтобы сделать всё это наглядным, я беру видеосъемки и дополняю их цифровыми архитектурными элементами. Таким образом я показываю, как меняется наша реальность и пытаюсь понять, что с нами при этом происходит. Сейчас я изучаю возможности параметрической архитектуры, то есть той, где здания создаются на основе математических алгоритмов. Интерес к ней появился сначала у настоящих архитекторов, у той же Захи Хадид, а мне захотелось посмотреть, как это может выглядеть в цифровой среде. И я обратил внимание, что эти алгоритмы, которые лежат в основе архитектурных построений, берут своё начало в биологии, они описывают какие-либо процессы в живой природе. Например, диаграмма Вороного, которая используется в компьютерной графике, выглядит как клеточная структура, часть органической ткани, и когда я беру её алгоритм за основу и создаю какие-то новые структуры, они напоминают то, что существует в природе. И во-вторых, на основе тех же алгоритмов я создаю некие организмы, которые существуют в цифровой среде, по сути — цифровую жизнь. Вот два направления моей работы.

Роман Бобков. Have a good day with a trible god, 2021
Кадр из видео

Чтобы показать, как меняется наша жизнь под влиянием новых технологий, художник берет видеосъемки городского пространства или природных ландшафтов и добавляет туда геометрические объекты, порожденные цифровой средой. Вот оно, будущее — уже совсем рядом с нами.

Мне кажется, наша повседневная жизнь очень перегружена информацией и событиями, поэтому я создаю, в основном, видеоработы с медитативной атмосферой, чтобы зритель погружался в поток и в нём плыл. Одна моя подруга как-то рассказывала, что современное искусство вызывает у неё чувство тревоги, как будто нынешние художники в основном заняты визуализацией своих страхов. Я тогда подумал, а почему бы не делать работы, которые будут успокаивать зрителей, чтобы человек мог расслабиться и прийти в себя.

Когда я начинал заниматься цифровым искусством, то сразу понимал, что мои работы должны основываться на какой-то философской идее. Не могу сказать, что уже всё для себя сформулировал и понял. Наверное, для этого мне нужно больше опыта. Однако я считаю, что следует разделять художников и скажем так, первооткрывателей. Если люди, которые первыми что-то сделали, но художник для меня — это человек, который ставит перед собой сверхзадачу, хочет изменить мир, повлиять на людей. Все остальные — это дизайнеры, ребята, которые решают некие практические задачи. В цифровом искусстве сейчас есть и те, и другие.

Роман Бобков. Digital Entity / Цифровое существо
AR-инсталляция

За последние два года ситуация в цифровом искусстве очень поменялась, и мне кажется важным отметить, что появились различные объединения художников, сообщества людей, увлеченных одним делом, которые помогают нам всем развиваться. Нельзя не упомянуть сообщество «NFT bastards». Его организовали ведущие художники новой волны, им всем от двадцати до тридцати лет, и это самое крупное комьюнити в СНГ, а, может быть, в мире, посвященное криптоискусству. Эти ребята сделали свой чат в telegram, на тот момент там собралась тысяча художников, они все знакомились и придумывали совместные проекты, в частности, делали коллажи из множества цифровых изображений. Например, собираются 42 человека и создают общее полотно из своих работ — это была первая коллаборация художников из СНГ, и я в ней участвовал. На мой взгляд, это был крутой проект, и с коммерческой точки зрения, и в плане идеи — потому что эта история про объединение, про совместное творчество, мы все размышляли, как на нас повлияла технология NFT, как она нас изменила.