AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Артур Кондрашенков: AR-художники создают красоту там, где её не хватает

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Артур Кондрашенков

Цифровой художник, дизайнер, креативный директор студии «Сила света», работающей в области VR и 3D-мэппинга. В области дизайна исследует пограничные области между сценографией, дизайном и технологиями. В художественных произведениях предпочитает светлые цвета, простые архитектурные формы и медитативную атмосферу

Артур Кондрашенков, instagram.com/waferhero/
Работает с Cinema 4D, Redshift Renderer, Adobe After Effects.

Я одновременно выступаю и как независимый цифровой художник, и как креативный директор студии «Сила света», однако эти две части моей жизни мало пересекаются с точки зрения художественной концепции. С цифровыми технологиями я начал работать в 2012 году, но до последнего времени больше как дизайнер. Однако в этом году у меня появилось время и желание заниматься именно искусством. Свои цифровые работы я обычно решаю в эстетике минимализма и в светлой цветовой гамме, чаще всего в этих работах присутствуют какие-либо архитектурные элементы. И первая работа, которая будет представлена на фестивале, называется Follow Me — это видео: человек на лодке движется навстречу солнцу сквозь бесконечный коридор из арок, слышен плеск воды, шум погружающихся в воду вёсел. Моя задача — помочь зрителю успокоиться, сосредоточиться на своих внутренних переживаниях, абстрагироваться от суеты и подумать о том, что ему на самом деле важно.

Артур Кондрашенков. Follow Me, 2021
Кадр из видео

Эта работа призывает зрителя успокоиться, игнорировать хаос вокруг, забыть о насущных проблемах хотя бы на миг и подумать о себе, своих мечтах и целях.

Вторая работа — Life cycle, в той же самой стилистике: люди поднимаются вверх по винтовой лестнице, а забравшись на самую вершину, прыгают с неё в воду, затем выплывают и снова поднимаются по лестнице. Каждый твой шаг вверх требует усилий и всегда кажется, что проще перестать подниматься, спрыгнуть с этой лестницы, но потом придётся опять подниматься — все процессы в нашей жизни цикличны. Также и все мои работы не имеют начала и конца, их можно смотреть бесконечно.

Третья работа, которая будет представлена на фестивале — The Doors — две красивые глянцевые розовые руки открывают арки-двери: кажется, легко войти, все дороги открыты, но столь большая свобода выбора заставляет человека замереть в нерешительности.

На мой взгляд, сегодняшние возможности художников, работающих в дополненной реальности, еще очень ограничены, там пока сложно сделать по-настоящему серьезные вещи, поэтому произведения в этом жанре, скорее, развлекательные, весёлые, красивые, они рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя, заинтересовать его. Правда можно сказать, что AR-художники создают красоту там, где её не хватает, например, ты можешь разместить какой-нибудь архитектурный объект хоть в скучном сером городе, хоть на вершине Эвереста. Но по большему счету дополненная реальность пока еще не может добавить в наш мир что-то, чего в нем не хватает, у нас нет для этого достаточной технологической базы. Ты можешь нарисовать тучу, из которой идёт дождь, как делает Олафур Элиассон, но по сути это и всё.

Артур Кондрашенков. Life cycle, 2021
Кадр из видео, AR-инсталляция

Люди поднимаются по винтовой лестнице, а затем прыгают с вершины в воду, потом опять поднимаются и прыгают — жизненный цикл бесконечен.

Тем не менее, мне очень нравятся работы Олафура Элиассона, он умеет минимальными средствами достигать максимального эмоционального эффекта, и мне бы тоже хотелось так уметь. Причем у Олафура минимальные средства — это не про бюджет, а про выразительные инструменты. Например, когда он поставил посреди какого-то европейского города глыбу льда, она очень быстро растаяла, и этим перформансом он хотел обратить внимание жителей на проблему глобального потепления и таяния ледников. Казалось бы, это сделано очень просто, но вызывает очень сильный эмоциональный отклик. Или у него была желтая комната — а это ведь очень просто сделать желтое освещение, — но когда ты заходишь внутрь, у тебя пропадает восприятие цветов, и всё кажется черно-белым. Такое может сделать любой человек, но рассказать посредством этого историю, совсем непросто. Так что для меня это пример. Тут, конечно, напрашивается вопрос, почему бы, если Элиассону достаточно минимума выразительных средств, не сделать в дополненной реальности что-то очень крутое, пусть с минимумом имеющихся у нас пока возможностей. Мне кажется, это происходит потому, что AR пока рассматривается как нечто прикладное, не полноценное. Но это изменится и, думаю, в самое ближайшее время.

Артур Кондрашенков. The Doors, 2021
Кадр из видео. Работа была представлена на Disartive Fair

Все двери на самом деле уже открыты. Но что мешает пройти в одну из них? Может быть, это свобода выбора?

Дело в том, что эта область искусства начала активно развиваться не так давно, свою роль сыграл хайп по поводу NFT, в область начали приходить люди, которые никогда с цифровыми технологиями не работали, но услышали, что на этом можно заработать какие-то деньги. Какие-то картинки в инстаграме были у большинства художников, но за пределы их страниц они не выходили, может даже, хорошие картинки. И вдруг они услышали, что вот эти их работы могут приносить деньги, они могут быть востребованы в мире искусства. Однако пик популярности NFT был в марте и уже прошел, сейчас из этой сферы начинают потихоньку уходить люди, пришедшие на волне хайпа, а те, кто делал классные работы, продолжат их делать, тем более, что технологии развиваются и становятся всё доступнее. Например, когда я начинал, мне было 22 года и я был самым молодым в студии, а сейчас ты можешь встретить классного художника, которому 14 лет, который посмотрел видеоуроки, начал что-то делать, и уже наработал какое-то своё видение, он вполне полноценный член сообщества, и мне это нравится.

Другое дело, что люди более глубокие, которые вкладывают в своё творчество какие-то серьёзные размышления, пока теряются в заметно увеличившейся общей массе, как раз из-за притока новых людей. Цифровых художников просто стало очень много, и людям со стороны, не погруженным в эту область непосредственно, сложно узнать про по-настоящему интересные работы. Правда, я думаю, так было всегда, в классическом искусстве тоже большинство художников делали очень подражательные, несамостоятельные работы, но потом их просто забыли. И с цифровым искусством так произойдёт. Хотя есть люди, которые делают просто классные картинки, не наделяя их особенным смыслом, и мне кажется, что красота — это тоже смысл.