Москва

,

Выставки

Театрократия. Екатерина II и опера. Выставка-фестиваль

Фредерик Джордж Сидо. Екатерина II в окружении императорской фамилии и придворных в маскарадных домино и масках, 1782
Бумага, офорт и резец очерком, гуашь, аппликация, 28,4 × 42,4 см

В 2019 году один из номеров журнала «Искусство» был посвящён влиянию барочной сценографии и оперных действ на виртуальные миры, RPG и компьютерные игры. По словам шеф-редактора журнала Алины Стрельцовой, поводом к этому сближению стала проходившая в круговой анфиладе (каре) Царицынского дворца выставка «Гипноз пространства», куратором которой был автор этих строк.

До конца январских праздников в той же круговой анфиладе проходит выставка «Театрократия. Екатерина II и опера». Миры, созданные в ней, также побуждают задуматься о близости барочных чудес к дополненной реальности, а оперных действ — к гигантским визуальных аттракционам уровня нашумевшего блокбастера Вильнёва «Дюна».

Удачно, что сценарий выставки придуман главным куратором Анной Корндорф по аналогии с неким каталогом тем и сюжетов, в которых опера становится агентом разных фундаментальных идей, настолько же универсальных, насколько и элементарных в своей предсказуемости. Ведь XVIII век, в отличие от XIX-го, — это век программного формирования знаний о мире, этических и эстетических преференций, некое моделирование правильной Вселенной. В российской абсолютной монархии Екатерины II все искусства были эманацией образа главного героя, автора, благословляющего все свершения в сфере искусств, проецирующего их на свой образ, — государыни императрицы. Поэтому оперы были облегчённой версией большой и малой политики Екатерины в стране и в мире. По мнению филолога Александра Зорина, и оперные, и драматические спектакли, кои Екатерина так щедро представляла двору, были сродни её комментариям по насущным проблемам, а также являли эмблематическую модель поведения и реакций двора на то или иное событие.

В сущности, все придуманные Анной Корндорф разделы выставки — это предъявленная в форме оперы проекция екатерининской программы воспитания, жизни в идеальном государстве и перехода в мир иной. Поэтому они и называются «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом». Все разделы знакомят с уникальными раритетами из разных музеев. Представлены музыкальные инструменты, костюмы, театральные декорации, модели театров, и главное — большой фонд автографов. К ним относятся и либретто опер, и заметки о постановках, и записки монархини. Отдельный восторг — написанные от руки нотации. Нотная запись с изящными чёрными булавочками и гибкими стебельками прекрасна, словно виртуозная графическая сюита в стиле барокко.

Ингеборга Дапкунайте на съёмках VR-спектакля в Царицыно
Режиссёр Михаил Патласов, драматург Илья Кухаренко, в главных ролях Ингеборга Дапкунайте и Роман Шаляпин

После знакомства с экспонатами ещё больше укрепляешься в мысли, что оперный мир той эпохи куда ближе языку contemporary art, чем психологизм, реализм и даже элитарный и интрасубъективный авангард. Оперный язык — модульный. Он связан с неким каталогом ситуаций, локаций и эмоций, которые прописаны в теории аффектов. Эмблематическое мышление куда как отзывчиво к веб-панковскому настоящему, RPG-мирам и антропоцену с его новой мифологией и витальным фатализмом, поэтому некоторые эскизы с коридорами убегающих перспектив, в которых бьются боги и химеры, обращают нас к дополненной реальности и медиафраншизе Assassin’s Creed.

Хорошо, что дизайнеры экспозиции Алексей Трегубов и Дарья Можаева упаковали все драгоценные артефакты в длинный свиток, который тянется будто по всей круговой анфиладе, включая в себя то географические карты, то траурный балдахин, то конструкции задника сцены, то ставшие объёмными сечения театральной коробки на проектном чертеже театрального здания. Виртуальная природа старинных сценических чудес показана не средствами косноязычной модернизации материала, а в согласии с машинерией чудесного, характерной для самой барочной оперы. Подготовленная многими музеями и кураторами Анной Корндорф, Екатериной Ореховой и Алексеем Трегубовым экспозиция даёт пример того, как пыльный материал театральных архивов и музыкальных библиотек можно сделать азартным собеседником дня сегодняшнего.

Ложка дёгтя — сопровождающий выставку VR-спектакль (режиссёр Михаил Патласов, куратор Илья Кухаренко). Арии из старинных опер, комических и серьёзных, исполняют прекрасные артисты из Большого театра. Им аккомпанирует великолепный оркестр Questa Musica (руководитель и дирижёр Филипп Чижевский). Зритель надевает VR-очки и… переносится в новодельные парадные залы Большого Царицынского дворца с дизайном эпохи Лужкова, напоминающим бутик в Третьяковском проезде. В этих залах кокетничают и щебечут, как на светской околотеатральной тусовке, Роман Шаляпин и Ингеборга Дапкунайте. Ах, как надевали раньше оперные наряды, как ставили голоса! Как вы похожи, Ингеборга, на Екатерину, а вы, Шаляпин, — на Потёмкина (кстати, не похожи нисколько). Давайте почитаем их любовную переписку… Пара кружит по аляповатым царицынским залам, и выглядит это кружение суетно, невыразительно и необаятельно. Такой зачин сменяется постановкой арий из разных придворных опер в манере незатейливой посиделки на диване за компьютерной игрой с рыцарями («Начальное управление Олега») или тик-токовых историй со сватовством («Оставленная Дидона»). Честно говоря, выбранный тут в качестве стилистики очерковый реализм социальных сетей не оправдывает погружения в мир, который создают VR-шлемы с круговым обзором и эффектом присутствия. Адаптация опер ко дню сегодняшнему не рождает доверия, наоборот, усиливает отчуждение своей откровенной фейковостью и неряшливой картинкой.

Куда лучше было бы, на мой взгляд, вспомнить прекрасный опыт режиссёра Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова, инсценировавших оперные действа XVIII века в волшебной коробочке с проекциями в фантастический декор старинных гравюр. Эту коробочку можно увидеть в постоянной экспозиции музея. Чудесный мир населён крохотными фигурками, которые танцуют и поют, одетые в костюмы века Просвещения. Происходящее в самом деле способно влюбить нас именно что в иллюзию, в хрупкую грацию былой культуры. И нарочитая дистанция в данном случае не отчуждает, а сближает, порождает доверие и сочувствие.

Однако в случае с таким масштабным проектом фестивального формата, как «Театрократия», любая критика лишь подчёркивает его значимость в современном культурном пространстве.

Театрократия. Екатерина II и опера. Выставка-фестиваль
Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва
19 сентября 2021 — 9 января 2022 года