Санкт-Петербург

,

Выставки

Театральный критик Ника Пархомовская о выставке «(Не) подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева»

Журналисты часто смягчают своё мнение в рецензиях, стараются писать о выставках нейтрально, но не все. Ника Пархомовская предельно критически посмотрела масштабную выставку скульптуры в петербургском «Манеже», а поскольку экспозиция была решена в нарочито театральном ключе, очень логично именно ей, театральному критику, дать слово.

Что: (Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева
Где: Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 24 марта — 16 мая 2021

Если живопись и инсталляции обычно находятся в центре внимания кураторов и зрителей, то скульптура, как правило, остаётся на периферии их сознания, из года в год попадая в залы музеев и галерей в качестве досадной помехи или вялого дополнения к общей концепции. Тем более замечательной показалась мне идея питерского «Манежа» сделать выставку, целиком посвящённую одной только скульптуре, причём не «детскую» или мемориальную, а концептуальную. К сожалению, в итоге именно к концепции (кураторы Елизавета Павлычева, Елена Карпова, Наталья Логдачёва, Эвелина Тарасова; архитектор Александр Кривенцов, режиссёр Василий Бархатов, автор концепции Павел Пригара) у меня и возникли самые большие вопросы.

Ж. Д. Рашетт (по программе архитектора Н. А. Львова). Надгробие князя А. А. Безбородко, 1803
Бронза, мрамор, латунь. Благовещенская усыпальница, Государственный музей городской скульптуры

Идея авторов масштабного и, не будем скрывать, амбициозного проекта в «Манеже», объединившего ресурсы тридцати двух музеев, Мариинского театра, Академии художеств, Эрмитажа, Третьяковки и прочих культурных институций, заключалась, по их словам, не просто в том, чтобы представить широкой публике «притесняемый» обычно жанр, но провести серьёзное исследование разных коллекций и познакомить зрителей с его результатами в яркой, но при этом доступной форме. В результате при входе на экспозицию нас встречало что‑то вроде театрального фойе с эффектно свисающими с высоченного потолка искусно подсвеченными верёвками, на фоне которых так пикантно и увлекательно делать селфи. Правда, сами первые русские классические скульптуры терялись среди всего этого великолепия, но оставалась надежда, что это лишь входная зона, призванная привлечь к выставке интерес и внимание молодых и проактивных, а дальше всё будет работать исключительно на общую идею знакомства с обычно невидимыми миру скульптурами, а не против неё.

Однако надеждам моим не суждено было сбыться. На первом этаже было много причудливой игры света и тени, оригинальных пространственных решений (когда скульптуры одного автора взирают сверху на другие скульптуры того же автора, Горький свысока смотрит на Пушкина и так далее), причудливых конструкций и не менее причудливых контрастов. Но сами произведения почему‑то оказывались в плену у куратора, архитектора и режиссёра, которые будто бы нарочно сделали всё, чтобы «засветить» и заслонить скульптуры, выведя на передний план нетрадиционную застройку выставки и ещё более нетрадиционное решение с отдельной оперой в каждом зале. Не имею ничего против самой по себе музыки (более того, являюсь давней поклонницей многих из транслировавшихся в записи произведений), но почему русская классическая скульптура нуждается в такого рода дополнении, я, признаться, так и не поняла, несмотря на многочисленные пояснения.

Кстати, скучно, бездушно и однообразно написанные (даром, что разными авторами — как я поняла, сотрудниками самых разных музеев страны) экспликации — ещё одно не самое сильное место этой выставки, которая в конце концов просто запутывается сама в себе. Возникшее на втором этаже «закулисье» уже без таких очевидных выходов на сцену и в зрительный зал, зон тишины и оваций, но зато с ящиками для транспортировки искусства — неважно, скульптур или декораций, — не проясняет общий замысел, а окончательно сводит его к банальному нарративу и нечёткой иллюстрации. И в итоге с выставки уходишь с ощущением, что тебе сильно недодали: формально в «Манеже» собраны, причём в немалых количествах, лучшие скульптуры своего времени (всего около 150 произведений 65 авторов), но фактически остаётся глубокое неудовлетворение и недоумение.

Да, конечно, на этой выставке, как ни на одной другой, можно сделать массу удачных кадров, потанцевать в фойе, послушать музыку и даже полистать оперные либретто, но с другой стороны, в чём смысл всего этого действа? Зачем тут вся эта театральность, ни на секунду не напоминающая евреиновскую театрализацию действительности, а скорее, навевающая воспоминания о каком‑нибудь бессмысленном музее в буфете провинциального театра? Почему в своих объяснениях на сайте и в буклете авторы убедительны и красноречивы, а на деле превращают интересный, казалось бы, замысел в какой‑то вялый аттракцион для абстрактного массового зрителя, никогда никакой скульптуры, кроме «Рабочего и колхозницы» (да и то на кинозаставке), не видевшего? Как так вышло, что отличная и чрезвычайно актуальная мысль о том, чтобы дать голос обычно безмолвным произведениям, в силу обстоятельств оказавшимся как будто и не «искусством» вовсе, превратилась в свою противоположность и лишила скульптуры не только голоса, но и телесности? Почему из объекта исследования они так и не превратились в субъект, хотя к работе над выставкой были привлечены лучшие музейные умы страны? Откуда вообще взялись вся эта «пыль» и «нафталин»?

Ответов на эти вопросы у меня нет, но не задать их вслух я тоже не могу. Хочется верить, что так или иначе они всё‑таки возникнут в следующих проектах «Манежа», активно осваивающего концептуальную стезю в питерском арт-пространстве, но пока, с моей точки зрения, ещё не очень в этом преуспевшего.