Театральный фестиваль «Специфик»
В Нижнем Новгороде завершился театральный фестиваль «Специфик» — суть его концепции в том, что все спектакли были разыграны в неочевидных городских пространствах. Например, в локомотивном депо завода «Красное Сормово», на колесе обозрения «НиНо», во дворе дома-коммуны «Культурная революция» и на пристани Стрелка.
Режиссёры интерпретировали русскую классику — Горького, Достоевского, Платонова, Островского, но их задача состояла в том, чтобы не просто вписать тексты в сложные пространства, но вступить с ними в диалог. Есть более-менее простые решения: так, пьеса Горького «Последние» рассказывает историю одной семьи — о том, как в доме сгущается атмосфера ненависти и отчаяния, как молодое поколение наследует проблемы родителей и приходит к краху, этот сюжет был реализован во дворе дома, построенного купцами Сироткиными, ныне — художественного музея: зрители подглядывали за жизнью героев из музейного сада. При этом герои Горького задуманы современниками реальных Сироткиных, то есть могли бы встретить их в Нижнем. Но есть и не такие очевидные случаи. Например, спектакль «Карамазов» был показан в локомотивном депо, где составы чинят, чистят, пересобирают — и этот процесс стал метафорой человеческой души, того, что с героями происходит по ходу действия. Мы же захотели узнать у режиссёров подробности, как они соединяли тексты и предложенные организаторами пространства, и собрали их комментарии.
Владимир Золотарь, режиссёр спектакля «Фро» по Платонову, локация — пристань Стрелка:
«Моя история развивалась в обратном порядке. Мне понравилась предложенная мне локация. Я понял, что там уже какие-то смыслы содержатся, и под эти смыслы и эту атмосферу я и выбирал материал. Мне показалось, что идеально подходит платоновская история, где героиня ощущает себя выброшенной на берег жизни, в то время как большая и красивая жизнь летит куда-то мимо. В нашем спектакле есть два пространства, которые между собой взаимодействуют, но почти не соприкасаются. Первое — это яхта. Второе —пристань, отрезанная забором от большой воды. На яхте проходит та самая большая и прекрасная жизнь. А на суше находятся выброшенные на берег, но очень стремящиеся на эту большую воду персонажи. Пространство Стрелки даёт нам это противопоставление, и реализовать его внутри сценической коробки было бы сложно. Пришлось бы искать совсем другие ключи».
Галина Зальцман, режиссёр спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского, который проходил на ярмарочной площади, у колеса обозрения:
«Колесо обозрения посреди ярмарочной площади — это совершенно языческое пространство, оно пришло к нам из очень древних времён. И также наша культура до сих пор глубоко пронизана дохристианскими верованиями. А „Снегурочка“ — с одной стороны, пьеса о великой любви в самом христианском понимании, а с другой — рассказ о языческом жертвоприношении. И мне было важно вписаться в контекст настоящего ярмарочного пространства, притом немного отдалённого от города, чтобы в финале на закате солнца мы увидели как зажигаются огни этого прекрасного колеса, которое символизирует вечный круговорот сезонов, и здесь же происходит масленичное сожжение».
Иван Пачин, режиссёр спектакля «Карамазов», локация — локомотивное депо завода «Красное Сормово»
«Мне кажется, что пространство может совмещаться с идеей спектакля по-разному. Режиссёр понимает это совмещение одним способом, художник — другим, актёры — третьим. Однако сам спектакль происходит у каждого зрителя в голове, и он, понимая необычность места, сам для себя придумывает какие-то связи. Мы ставим „Карамазовых“ в ДЕПО, и зритель, когда едет на спектакль, знает, что едет не в театр, а именно в ДЕПО, и у него в голове выстраивается какая-то своя система. И наша задача — создать для зрителя условия, в которых он мог бы мыслить сам. Например, наш спектакль рассказывает о мальчиках, и зритель может вспомнить, как он сам в детстве играл в поезда или как укладывал на рельсы монетки. То есть соединение происходит в голове каждого, кто к нам приходит, и оно очень индивидуально. Кому-то нравится стена, кому-то не нравится, для кого-то в нашем спектакле слишком много информации, и он предпочёл бы увидеть его в чёрном квадрате сцены. Кто-то приходит, чтобы убедиться, что мы не совсем верно передаём текст. А кто-то принимает пространство, и отвечает на этот вопрос самостоятельно».
Сойжин Жамбалова, режиссёр спектакля «Последние» по Горькому, локация — Дом Сироткина (НГХМ):
«Я думаю, что самое важное и интересное, за чем мы все здесь собрались, — это работа в непривычном и сложном пространстве. Мы все хотим уйти от театра, сделать то, чего не можем себе позволить там. Это всегда вызов и для артистов, и для постановщиков, но именно этим ценен фестиваль».
Театральный фестиваль «Специфик»
Нижний Новгород, различные площадки
2—4, 9—11 августа 2024 года