Нижний Новгород

,

Театр

,

Фестивали

Театральный фестиваль «Специфик»

В Нижнем Новгороде завершился театральный фестиваль «Специфик» — суть его концепции в том, что все спектакли были разыграны в неочевидных городских пространствах. Например, в локомотивном депо завода «Красное Сормово», на колесе обозрения «НиНо», во дворе дома-коммуны «Культурная революция» и на пристани Стрелка.

Пристань «Стрелка»

Режиссёры интерпретировали русскую классику — Горького, Достоевского, Платонова, Островского, но их задача состояла в том, чтобы не просто вписать тексты в сложные пространства, но вступить с ними в диалог. Есть более-менее простые решения: так, пьеса Горького «Последние» рассказывает историю одной семьи — о том, как в доме сгущается атмосфера ненависти и отчаяния, как молодое поколение наследует проблемы родителей и приходит к краху, этот сюжет был реализован во дворе дома, построенного купцами Сироткиными, ныне — художественного музея: зрители подглядывали за жизнью героев из музейного сада. При этом герои Горького задуманы современниками реальных Сироткиных, то есть могли бы встретить их в Нижнем. Но есть и не такие очевидные случаи. Например, спектакль «Карамазов» был показан в локомотивном депо, где составы чинят, чистят, пересобирают — и этот процесс стал метафорой человеческой души, того, что с героями происходит по ходу действия. Мы же захотели узнать у режиссёров подробности, как они соединяли тексты и предложенные организаторами пространства, и собрали их комментарии.

«Фро». Режиссёр Владимир Золотарь

Владимир Золотарь, режиссёр спектакля «Фро» по Платонову, локация — пристань Стрелка:

«Моя история развивалась в обратном порядке. Мне понравилась предложенная мне локация. Я понял, что там уже какие-то смыслы содержатся, и под эти смыслы и эту атмосферу я и выбирал материал. Мне показалось, что идеально подходит платоновская история, где героиня ощущает себя выброшенной на берег жизни, в то время как большая и красивая жизнь летит куда-то мимо. В нашем спектакле есть два пространства, которые между собой взаимодействуют, но почти не соприкасаются. Первое — это яхта. Второе —пристань, отрезанная забором от большой воды. На яхте проходит та самая большая и прекрасная жизнь. А на суше находятся выброшенные на берег, но очень стремящиеся на эту большую воду персонажи. Пространство Стрелки даёт нам это противопоставление, и реализовать его внутри сценической коробки было бы сложно. Пришлось бы искать совсем другие ключи».

«Снегурочка». Режиссёр Галина Зальцман

Галина Зальцман, режиссёр спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского, который проходил на ярмарочной площади, у колеса обозрения:

«Колесо обозрения посреди ярмарочной площади — это совершенно языческое пространство, оно пришло к нам из очень древних времён. И также наша культура до сих пор глубоко пронизана дохристианскими верованиями. А „Снегурочка“ — с одной стороны, пьеса о великой любви в самом христианском понимании, а с другой — рассказ о языческом жертвоприношении. И мне было важно вписаться в контекст настоящего ярмарочного пространства, притом немного отдалённого от города, чтобы в финале на закате солнца мы увидели как зажигаются огни этого прекрасного колеса, которое символизирует вечный круговорот сезонов, и здесь же происходит масленичное сожжение».

«Карамазов». Режиссёр Иван Пачин

Иван Пачин, режиссёр спектакля «Карамазов», локация — локомотивное депо завода «Красное Сормово»

«Мне кажется, что пространство может совмещаться с идеей спектакля по-разному. Режиссёр понимает это совмещение одним способом, художник — другим, актёры — третьим. Однако сам спектакль происходит у каждого зрителя в голове, и он, понимая необычность места, сам для себя придумывает какие-то связи. Мы ставим „Карамазовых“ в ДЕПО, и зритель, когда едет на спектакль, знает, что едет не в театр, а именно в ДЕПО, и у него в голове выстраивается какая-то своя система. И наша задача — создать для зрителя условия, в которых он мог бы мыслить сам. Например, наш спектакль рассказывает о мальчиках, и зритель может вспомнить, как он сам в детстве играл в поезда или как укладывал на рельсы монетки. То есть соединение происходит в голове каждого, кто к нам приходит, и оно очень индивидуально. Кому-то нравится стена, кому-то не нравится, для кого-то в нашем спектакле слишком много информации, и он предпочёл бы увидеть его в чёрном квадрате сцены. Кто-то приходит, чтобы убедиться, что мы не совсем верно передаём текст. А кто-то принимает пространство, и отвечает на этот вопрос самостоятельно».

«Последние». Режиссёр Сойжин Жамбалова

Сойжин Жамбалова, режиссёр спектакля «Последние» по Горькому, локация — Дом Сироткина (НГХМ):

«Я думаю, что самое важное и интересное, за чем мы все здесь собрались, — это работа в непривычном и сложном пространстве. Мы все хотим уйти от театра, сделать то, чего не можем себе позволить там. Это всегда вызов и для артистов, и для постановщиков, но именно этим ценен фестиваль».

Театральный фестиваль «Специфик»
Нижний Новгород, различные площадки
2—4, 9—11 августа 2024 года