Москва

,

Выставки

,

Фотография

Татьяна Данильянц: «Мне пришла в голову идея — придумать для Параджанова воображаемый дом именно в Венеции»

Этим летом в выставочном зале Фонда Андрея Чеглакова открылась выставка Татьяны Данильянц. Фотограф и кинематографист представила проект «Дары Венеции — Сергею Параджанову». Нашему журналу Татьяна рассказала, чем так важна для неё фигура режиссёра, и почему она решила отыскать для него идеальные дом, дерево и натюрморт именно в Венеции.

Татьяна Данильянц

Художник, поэт, режиссер кино

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

Выставку «Дары Венеции — Сергею Параджанову» я придумала в 2013-м, а реализовала в 2014 году. Я редко делаю оммажи, но к проекту, посвященному Параджанову, меня привели, во-первых, очень странные обстоятельства моей собственной жизни, а во-вторых, внезапно настигшее меня осознание не просто ценности его художественного наследия, но огромной силы его духа, стойкости перед вызовами, предложенными жизнью. Ко мне это понимание пришло во время большого кинофестиваля в Армении, который называется «Золотой абрикос». В нем я участвовала практически всеми своими фильмами. Жюри этого фестиваля присуждает специальный приз — «За вклад в развитие кинематографа», и победители в этой номинации получают талеры Параджанова, он их делал, сидя в тюрьме, выдавливал изображения на алюминиевых крышечках от бутылок молока, который выдавали больным туберкулёзом. Такой талер получил, например, один из моих учителей кинорежиссуры — Кшиштоф Занусси. И вот, в 2013 проходил очередной фестиваль, я была в Ереване и зашла в свой самый любимый музей — дом-музей Параджанова — и случайно обнаружила уникальные документы — письма, которые режиссёр отправлял из тюрьмы. Я сидела в музее, читала их, и меня потрясло, что, находясь в совершенно невыносимых условиях, этот человек продолжал говорить о красоте. Чувства, которые я тогда пережила, знакомясь с этими текстами, были никак не связаны с моим восхищением киноязыком Параджанова или его коллажами, но это были очень сильные и важные для меня переживания. Тогда я поняла, что мне нужно сделать собственный проект, который бы восстановил справедливость. Дело в том, что Параджанов был очень щедрым человеком, всю свою жизнь он делал подарки знакомым и совсем незнакомым людям. И мне показалось важным сделать подарок самому режиссёру, создать для него что-то безусловно прекрасное. В это время, с 2012 по 2016 гг., я жила между Москвой, Ереваном и Венецией. И мне пришла в голову идея — придумать для Параджанова воображаемый дом именно в Венеции, поскольку мне кажется, что художественные универсумы Параджанова и Венеции очень похожи. Чтобы «взять на зубок», проверить свою догадку, свою идею на правдивость, на актуальность, если так можно это назвать, я отправилась в Дом кино в Венеции. Встретилась с его директором, киноведом Роберто Эллеро, которого неплохо знала. Мы познакомились, когда я показывала свои фильмы под эгидой Муниципалитета города и Киносоюза Венеции в рамках Венецианского кинофестиваля. Роберто моя идея, что Параджанов связан с Венецией, показалась весьма интересной, и он рассказал удивительную вещь. В 1972 году в городе прошла большая ретроспектива армянского кино, к мероприятию был выпущен каталог — очень интересный документ своего времени: там было множество киноведческих статей, и везде авторы — со всех частей земного шара — упоминали Параджанова и его абсолютно новаторский киноязык. Но — о, парадокс того времени — самих фильмов Параджанова в Венецию не привезли, хотя режиссёр уже был очень известен. А ещё через год режиссёра посадили в тюрьму. Зато в 1977 году, опять-таки в Венеции, проходила т.н. «Диссидентская биеннале», и вот там фильмы Параджанова наконец-то показали, его имя было одним из главных на этом событии. И, наконец, он лично приехал в Венецию в 1988 году по приглашению кинофестиваля со своим последним фильмом «Ашик-Кериб». Такие вот венецианские вехи бытования Параджанова, заочно и очно, в Венеции.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

В итоге Роберто познакомил меня с двумя очень важными людьми, с которых и начался проект. Оба они венецианцы и оба потомки армян, бежавших во время Геноцида армян 1915 года. Один — отец Левон Зекиян, профессор, полиглот, преподаватель университета Ка-Фоскари, священнослужитель. Сейчас он архиепископ Константинопольский и живёт в Стамбуле, ему уже за восемьдесят. Другой человек — историк Байкар Севалзян. С ними я сделала первую часть моего проекта, это короткометражный документальный фильм, который называется «Вспоминая Параджанова. Венецианские встречи». Это воспоминания этих двух людей о Параджанове. Этот фильм был снят, считайте, практически без бюджета. И эта идея «дарения» венецианцами своего времени и дара была для меня невероятно важна: не только я приношу свои дары режиссёру, но и венецианцы, давно знавшие и только узнавшие его. Сама Венеция приносит Параджанову дары, подарки. По моей просьбе венецианский музыкант и композитор Джанлоренцо Скарпа создал совершенно потрясающую музыку для фильма.

Байкар Севалзян встречался с Параджановым только однажды: в августе 1988 года он гулял на Лидо с дочкой, когда увидел режиссёра. И он подошел познакомиться. Они проговорили тогда полтора или два часа, но спустя 25 лет, когда я расспрашивала Байкара о той встрече, он рассказывал о ней так, будто она случилась только вчера. Это встреча — совершенно точно — стала большим событием в его жизни.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

Что касается Левона Зекияна, то он сопровождал Параджанова, когда тот приехал на «армянский остров», остров святого Лазаря, тоже в августе 1988 года. И вплоть до смерти режиссёра в 1990 году они продолжали общаться. Мне важны выводы, которые делает отец Левон о роли Параджанова в мировой культуре: режиссёр был армянином, но родился в Грузии, учился в России, жил в Украине, снимал в Армении, Азербайджане, Грузии, знал некоторых знаменитых итальянских и французских кинематографистов лично, дружил с итальянцем Тонино Гуэррой… таким образом, говорит Зекиян, Параджанов наднационален.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

Потом я придумала вторую часть выставки, которую я планировала создать весьма наивным, даже прямолинейным образом: показать венецианские реалии, которые, с одной стороны, были бы очень венецианские, а с другой, — параджановские. И они должны быть очень простыми: еда для Параджанова, дом для Параджанова, лодка для Параджанова, зонтик для Параджанова (он сам любил расписывать зонтики и их дарить) и так далее. Я сделала восемь коллажей, фотографий, куда инкорпорированы миниатюры из венецианского стекла, которое мы специально делали с местными мастерами на острове Мурано. Пока я снимала этот проект, происходили, очень странные вещи. Скажем, работа, которая называется «Натюрморт для Параджанова» возникла так: рядом с Сан-Марко есть траттория с жестяной вывеской-натюрмортом — и, на мой взгляд, это чистый Пиросмани. Откуда в Венеции взялась вывеска, выполненная даже композиционно в стиле грузинского примитивизма — невозможно понять. А ведь Параджанов снял замечательный небольшой фильм об этом художнике, он его просто обожал. Когда я увидела этот натюрморт, то была потрясена — я его сфотографировала и украсила особого рода миниатюрой из муранского стекла, сделанной там, в исторических стеклодувнях. Потом я долго искала «дом для Параджанова»: помню, как я иду по району Сан-Поло, и меня как будто разворачивает что-то, смотрю — и вижу перед собой дом под очень странным углом, достаю камеру, и мимо проплывает гондола. Всё, — говорю себе, — это он и есть. Только в Москве, когда я стала делать контактные снимки, заметила на том доме мемориальную доску: оказывается, там жил и работал основатель венецианской синематеки Франческо Пазинетти. В тот момент я поняла, что действительно «подсоединилась» — что бы это ни значило с научной точки зрения — к художественной вселенной Параджанова.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

Третья, самая сложная часть проекта — это коллажи-витражи. Мне хотелось соединить в одном объекте несоединимое, венецианские ткани и стекло. Знакомые галеристы свели меня с бригадой стеклодувов, а также с Tessitura Luigi Bevilacqua, старейшим текстильным домом в Венеции. Они, к слову сказать, очень трепетно относятся к своей репутации: впоследствии я узнала, что прежде чем согласиться сотрудничать, они наводили обо мне справки, чтобы понимать, кому они доверяют свои драгоценные ткани. Удовлетворившись моей концепцией и эскизами, они мне дали очень много своих тканей, и я начала обкладывать ими, как своего рода оригами, тематические стеклянные структуры, изготовленные по моим эскизам на Мурано. Тематические, потому что все пять коллажей и витражей имеют обобщающие названия: «Воздух Венеции», «Вода Венеции», «Остров Св. Лазаря», «Сан-Марко» и «Venezia». При кажущейся простоте, чтобы изготовить эти абстрактные структуры, опытным мастерам пришлось работать три смены вместо одной, поскольку стекло буквально разрывалось на наших глазах, не выдерживая сложных температурных совмещений.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

Итоговые коллажи я делала уже непосредственно перед открытием выставки в Ереване: сидела перед большим столом и резала тяжелые, неподатливые, живые ткани. Кстати, владельцы Дома Luigi Bevilacqua потом были довольны результатом и опубликовали изображения моих работ с их тканями у себя на сайте.

Выставка «Дары Венеции — Сергею Параджанову» открылась в Музее Modern Art в Ереване — это стало большим событием для города. Потом, через год, выставку показали в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. Её посетило много людей, около 5000 человек. Выставка проходила в пространстве «Катакомбы», в котором сохранилась кирпичная кладка XVI—XVII вв.еков — конечно, для венецианских работ оно подошло идеально. Потом проект пригласили на «Фотолето» в Екатеринбург, также она была в галерее «Карвасла» в Историческом музее в Тбилиси, а в 2016 году приехала в небольшую венецианскую галерею на виа Гарибальди. В общем, выставка тогда прожила долгую, очень насыщенную жизнь. Но я ещё хочу сказать важное: сам опыт взаимодействия с творчеством Параджанова, с его энергией, приводит к тому, что ты обретаешь огромную свободу. Твои страхи, комплексы и профессиональные деформацию исчезают. Как художник, ты расширяешься, твои представления о собственных границах, будь то техника или используемый материал, меняются: ты становишься открыт для эксперимента.

Вид экспозиции «Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!» в выставочном пространстве Фонда Андрея Чеглакова, Москва

В прошлом году у меня был творческий вечер в Фонде Андрея Чеглакова, и я предложила президенту Фонда и куратору Майе Авеличевой показать этот проект в Фонде, ведь 2024 года — 100 лет со дня рождения Параджанова. Мы приняли решение дополнить его моей большой выставкой «Венеция на плаву» и двумя сериями, «Венеция. Фейерверки» и «Венеция. Ночь».

Так родилась трилогия «Venezia!» — специально для Фонда.

На моей выставке были также впервые показаны четыре оригинальных коллажа Сергея Параджанова из частных собраний, тематически связанных с Венецией. Это, безусловно, один из вау-эффектов в истории репрезентации моего проекта «Дары Венеции — Сергею Параджанову». В создании экспозиции принимал участие опытный архитектор, Алексей Подкидышев, который застраивал большие экспозиции в музеях России. Вместе с куратором Фонда Майей Авеличевой они разместили на двух этажах, по сути, четыре разных выставки, и то, что у них получилось, стало для меня открытием и большой радостью.

«Дары Венеции — Сергею Параджанову» и «Venezia!»
Выставочное пространство Фонда Андрея Чеглакова, Москва

22 мая 2024 — 23 июня 2024