Уральская биеннале

Сокуратор 6‑й Уральской биеннале современного искусства Аднан Йылдыз: «Важнейший вопрос — как мы соприкасаемся друг с другом»

Главная российская биеннале открылась в Екатеринбурге под девизом «Время обнимать и время уклоняться от объятий». Эта строчка из Экклезиаста была выбрана за месяц до начала пандемии. И вот теперь, в конце сентября 2021 года, общаясь с журналистами на открытии, один из трёх кураторов основного проекта Аднан Йылдыз повторял: мы не хотим виртуального и цифрового, мы учимся снова быть материальными, спасибо, что обнимаете друг друга. Мы попросили его раскрыть свою мысль.

Джимми Роберт. Under Amour, 2021
Перформанс, серия фотографий

Давайте посмотрим, где проходит биеннале, которую я курирую. Россия в политическом смысле — одна из самых интересных на Земле стран, и с точки зрения её видения будущего, и с точки зрения её прошлого. А я сам из Турции, соседней страны, с долгой историей отношений и с похожим контекстом. Поэт Назым Хикмет, один из важнейших турецких литераторов XIX века, был вынужден уехать из Турции и умер в Москве. Я постоянно вспоминал о нём, работая над проектом. Одна из его строчек звучит как «людям необходимы прикосновения». Просто представьте себе будущее, где у нас не будет физического тела, не будет физического тактильного контакта ни с кем. Мы сойдём с ума, нам необходимо быть плотными, твёрдыми, осязаемыми. Нам сейчас угрожает другое будущее, но я надеюсь, мы это преодолеем.

Теперь посмотрим, где именно мы задаёмся этими вопросами. Это происходит не в Москве, а в Екатеринбурге, который не является столичным городом. Первые пять уральских биеннале проходили на заводах, в местах, предназначенных для труда. Завод также связан с идеей контроля, куда даже войти просто так нельзя — тебя на входе будет проверять охрана. Всё это определяет контекст, в котором мы говорим о будущем. Конечно, я могу представить себе подобное будущее, но я хотел бы его изменить. И когда я впервые встретился с Алисой Прудниковой, мы оба понимали, что биеннале нуждается в переопределении. И мы включили в список пространств биеннале другие места — связанные с развлечениями.

Цирк — одно из важнейших для этой биеннале пространств, и это очень проблемное, надо сказать, пространство. Здесь проходили акции протеста против проведения художественных событий в месте, где мучают животных. На меня даже кто‑то напал вчера по этому поводу, когда я возвращался с вечеринки открытия, — меня здесь воспринимают как политика. Однако где ещё, как не в цирке, обсуждать все эти больные вопросы нашего времени. Давайте попробуем вспомнить, в каких именно случаях мы оказываемся вместе физически, телесно соприкасаясь друг с другом, — это происходит на свадьбах, на праздниках, на обедах. Нам не нужны официальные церемонии и официальные пространства, нам нужно то, что объединяет людей, — еда и развлечения. Именно это делает нас людьми — то, что можно пощупать, то, что можно понюхать. И в этом смысле цирк — идеальное пространство для биеннале. Даже название нашего основного проекта — «Умные руки касаются друг друга» — это не про искусственный интеллект, а про цирковых гимнастов. В цирке мы тоже сталкиваемся с вопросами физического контроля — собственного тела, чужого тела, животных. Вопрос контроля — это скрытый лейтмотив нынешней биеннале.

Недавно я ехал по одной из улиц Екатеринбурга и увидел рекламу, где человек здоровается за руку с роботом. Так вот, мне бы не хотелось делать биеннале об этом. Это новость вчерашнего дня. Хорошо, мы можем оставаться на связи онлайн, это отлично. Но важнейший вопрос — как мы соприкасаемся друг с другом. Я говорил об этом, открывая биеннале, которую мы готовили, не имея возможности встретиться лично друг с другом и художниками. И мы сделали эту биеннале о людях, которых не можем коснуться, и о людях, которых мы любим, но всё же не можем коснуться.

Ян Ст. Вернер, при участии Джастина Вернона. Квадраты будут падать, 2021
Перформанс. Музыкальное сопровождение: Ума Барба, Мэтс Густафсон, Хилари Джефри, Джереми Илвисакер, Джона Колпитс, Зака Кондон, Бена Ланц, Додо НКиши, Кайл Резник. Исполнители: Данил Балакин, Денис Карпов, Сергей Федоренко

Кстати, если бы я говорил с вашим президентом, я бы сказал ему, что Россия — одна из самых красивых стран мира, мне она очень нравится, мне очень нравятся русские люди, пожалуйста, дайте ей возможность соприкасаться, контактировать со всем миром, чтобы она не была изолирована.

И ещё важный момент — люди часто говорят: «А, эту работу я уже видел, это название мне уже известно». Но я говорил и буду повторять: выставки нужны нам не для того, чтобы только лишь увидеть новые вещи, но чтобы работы соприкоснулись друг с другом и реальным пространством, поговорили друг с другом. Именно этого нам не хватало в фальшивой реальности, которая возникла в связи с пандемией. Выставка — это возможность нам всем прийти в одно и то же время в одно и то же место.

В цирке у нас сосредоточена перформативная программа. Вообще‑то вся история перформанса — это история документации, история записей, потому что никто не хочет утратить эти работы. Мы же хотели, чтобы у нас были представлены живые работы, чтобы в них участвовали реальные артисты цирка. Ведь в этом месте люди работают династиями. Можно в детстве мечтать стать юристом или архитектором, но акробатом можно только родиться. Эти люди живут вместе со своими животными. И мне сложно понять активистов, потому что они этого не видели и не чувствовали, они рассуждают обо всём откуда‑то со стороны, изнутри своих блогов, и пишут мне критические комментарии в инстаграм. Ответить на их вопросы я могу только выставкой. Именно из этой точки нужно идти, когда ты пытаешься перепридумать будущее всех многочисленных российских цирков. Когда мы приносим сюда художественные работы, мы начинаем физически ощущать это пространство, его масштаб, его гигантскую сцену, которая нарушает законы зрительского восприятия, поскольку на артиста смотрят со всех сторон сразу. Собственно, выставка нужна, чтобы привести сюда много людей, способных задуматься о важных вопросах. Нельзя принимать решения, руководствуясь только тем, что ты видишь на экране. У биеннале как выставочного формата очень важная функция — она соединяет тебя с твоим городом, она предназначена не для элит. Екатеринбургская биеннале преимущественно предназначена не для международной арт-тусовки, а для жителей этого места. И, возвращаясь к вопросу животных, само проведение биеннале в цирке констатирует, что мир сейчас становится совершенно другим местом.

6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Различные площадки, Екатеринбург
2 октября — 5 декабря 2021 года