Сезон биеннале

№ 4 (528) / 2003

Пожалуй, в скором времени слово «лето» будет заменено словом «биеннале». Послушайте, как звучит: «Наступило биеннале!» По крайней мере, такую подмен)' не заметят ни художники, ни критики, ни любители искусства. Действительно, ежегодно с конца мая и по начало сентября, одновременно или поочередно, в разных странах и даже на разных континентах открывается несколько международных форумов современного искусства. Было, например, и так, что за Венецианской биеннале тут же открывалась Кассельская «Документа», за ней Мюнстерский пленэр скульптуры, а потом еще и Лионская биеннале. А в прошлом году? Биеннале в Сан-Паулу, «Манифеста» во Франкфурте, та же «Документа» и под конец всей этой гонки — Венецианская архитектурная биеннале. Удивительно, что туристические фирмы еще не озаботились созданием специальных арт- круизов.

Для биеннале — мест сезонного артистического паломничества и туризма — важны как освященность традицией, стаж, так и микроклимат. Разумеется, культурный. Если у биеннале в возрасте благоприятный климат более или менее устоялся (в Венеции, к примеру, не только столетняя традиция экспонирования, но и само провидение в лице истории искусства создало для этого все условия), то для молодых, а порой и юных комфортную погоду еще только налаживают. Успех или провал таких попыток как опыт равным образом поучителен для тех, кто лишь собирается зачать подобный «большой проект». То есть полезен и для российского художественного сообщества.

Геополитическое расположение арт-форумов остается до сих пор весьма существенным фактором для их «раскручивания», и благие попытки стереть границы между центрами и периферией удаются пока что только на бумаге. Стоит ли говорить, что с этим положением на политической и туристической картах помимо всего прочего связана и интенсивность финансовых
инвестиций. Место форума — величина постоянная (передвигающаяся по Европе молодежная «Манифеста» — исключение), успех же разыгрываемого на нем шоу не в последнюю очередь зависит от переменной величины, то есть от назначенного главного куратора или директора фестиваля. Собственно, он и составляет на свой страх и риск прогноз арт-погоды, при надобности собирает или разгоняет облака, а по результатам получает либо лавры, либо шишки.

Стартовавшие в этом сезоне 50-я Венецианская биеннале, 2-ая Биеннале в Валенсии и 1-ая Пражская биеннале (перечисляем не столько по «старшинству», сколько по хронологии) дают возможность обсудить ряд животрепещущих вопросов. Например, как сказывается аура места (культурный и социальный фон) на биеннале; как актуальные для искусства темы («утопии», «нонспектакулярность» и т. д.) преломляются на разных выставочных площадках; что полезнее для фестиваля — современное искусство в чистом виде или междисциплинарность, «сильная рука» авторитарного директора или рассосредоточение власти между несколькими кураторами; по какому принципу отбирают художников (в том числе и для премирования); наконец, насколько вообще целесообразно устраивать такие необозримые выставки-левиафаны. Порассуждать на эти темы мы пригласили известных отечественных и зарубежных кураторов, арт- критиков и художников, бывших свидетелями или участниками этих международных выставок. Желая избежать монотонности больших «круглых столов», мы решили представить высказывания, выдержанные в различных жанрах: интервью, монологи, собеседования и репортаж. Все же биеннале — живое дело.