Театр

,

Фестивали

Семейное счастье

Как в Ясной Поляне прошел фестиваль «Толстой».

Театральный фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне

Ясная Поляна — «лучезарная, окаймленная в востока, севера и заката дремучими лесами…», — так писал в мемуарах Илья Толстой, сын писателя Льва Николаевича. По преданию, свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины. Среди необъятных полей, в скромной обстановке старинной усадьбы Лев Толстой прожил 60 лет и создал две сотни литературных произведений. Её пейзажи, яблоневый сад, косая поляна, развилка, двухсотлетний регулярный парк Клины, любимая скамейка Толстого, оказались подходящими декорациями для спектаклей под открытым небом.

В Ясной Поляне сложилась великолепная традиция летних фестивалей. Вспоминается международный проект «Сад гениев», когда постановки по произведениям Льва Толстого чередовались с инсценировками его великих коллег — Гете, Шекспира, Сервантеса, Данте, Джойса и Гюго. Высокую планку задал «Толстой Weekend», театральный фестиваль с гастролями столичных и региональных театров, заведший традицию спектаклей — променадов, которые так идут старинной усадьбе в Тульской области. А с 2016 года в Ясной Поляне проводится «Толстой», международный театральный фестиваль под открытым небом и под художественным руководством праправнучки писателя Екатерины Толстой.

Театральный фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне

Каждый год фестиваль интерпретирует какую-либо тему, как правило, одно из толстовских произведений, скажем, «Анне Каренину» или «Войну и миру». Внимание девятого «Толстого», проходившего с 4 по 6 июля, кураторы сфокусировали на семейной идиллии и посвятили раннему роману писателя «Семейное счастье» — впервые эта вещь была опубликована в двух номерах журнала «Русский вестник» в 1859 году. Критика тогда почти не обратила внимания на творение молодого литератора, который так расстроился, что чуть было и вовсе не оставил писательство. Зато впоследствии Аполлон Григорьев утверждал, что «Семейное счастие» является «лучшим произведением» Толстого".

Спектакля крупной формы в этот раз не показали. «Семейное счастье» распалось на несколько камерных, зато очень запоминающихся проектов современного театра. Уникальность фестиваля состоит в том, что спектакли создаются непосредственно для него и в Ясной Поляне смотрятся органично и естественно.

«Счастье», режиссёр Анна Закусова

Анна Закусова, в недавнем прошлом главный хореограф Театра Романа Виктюка, показала иммерсионный спектакль «Счастье». Режиссёр соединила пластическое с вербальным, «Семейное счастье» с «Анной Карениной», прибавив щепотку дневниковых записей Толстого и его жены, Софьи Андреевны. Герои променада то страстно объясняются в саду на маленькой зеркальной сцене, то общаются на веранде дома, то пьют чай из самовара. Или героиня садится в лодку и плывет по заросшему ряской Среднем пруду усадьбы.

Ангелина Мигранова, Родион Сабиров. «А, Б, В, Г, Д…».
Инструктивный перформанс

Супруги Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, основатели казанского проекта «Театр. Акт», затеяли на Косой поляне инструктивный перформанс «А, Б, В, Г, Д…». Проект перформеров можно интерпретировать как размышления о счастье и свободе, которые всю жизнь занимали Льва Толстого. В романе «Детство» граф вспоминал, как «Николенька, когда нам с братьями было мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми… все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… Эта тайна была, как он нам сам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа». Однако зрителям Мигранова и Сабирова предоставили самостоятельно выстраивать маршрут к счастью и познанию, выбирая собственный темп. Можно было посидеть на пне и помедитировать, полежать на сене, наблюдая за бегущими облаками, послушать звуки земли, извлекаемые из недр неподалеку от могилы Льва Толстого, или оставить записки в «почтовом ящике», как это было принято в семье писателя. Три вечера подряд, в назначенный час, в рамках перформанса эти послания зачитывали потомки Толстого.

Презентация фильма «Семейное счастье», режиссёр Стася Толстая

Как стемнело, все собирались у сеновала смотреть экранизацию романа «Семейное счастье». Яркий фильм только что сняла Стася Толстая, ученица Сергея Соловьева и жена Ивана Толстого, трижды правнука Льва Толстого.

На небольшом холме Ясной Поляны стоит, глядя на деревню, длинное белое здание с мезонином. Здесь жил генерал от инфантерии, блестящий екатерининский вельможа, Николай Сергеевич Волконский, дед Толстого по материнской линии. Выйдя в отставку, князь сменил придворную жизнь на усадебную. В Доме Волконского в первый день работы фестиваля открылась (до 28 сентября) выставка «Ее сердце осталось в России». В прохладных залах можно бродить, рассматривая фотографии и работы одаренной художницы, Татьяны Львовны Сухотиной — Толстой, близкой отцу по духу, искреннему сочувствию его взглядам. В 1925 году Татьяна уехала в Европу читать лекции о Толстом, и в Советскую Россию более не вернулась.

Театр «Пух и Прах». «Дом, который покинул Лев»
Спектакль-шествие

Кульминация театральной программы фестиваля, бесспорно, спектакль-шествие «Дом, который покинул Лев». Театр «Пух и Прах» под руководством режиссеров-художников Этель Иошпы (лауреат премии «Золотая маска», выпускница Мастерской Дмитрия Крымова) и Алены Смирницкой, работает на стыке жанров, совмещая несовместимое — клоунаду с оперой, мистерию с театром художника. И всегда приводит в восторг умением невероятно тонко визуализировать смыслы, живущие внутри воспоминаний, давно знакомых текстов, создавать обостряющие чувства зрелище, такие как «Сны Татьяны. Гадание», «Море времени», «Цыганы».

Театр «Пух и Прах». «Дом, который покинул Лев»
Спектакль-шествие

Зрители нынешнего спектакля час с небольшим следуют за актерами вдоль поля, на котором уже девять лет ставится двухметровую надпись «Толстой». Действие стартует у Любимой скамейки Л.Н. Т. Процессию составляют домочадцы, няньки, дети, разрастающееся семейство писателя, читай «семейное счастье», предметы, все то, с чем Лев Толстой был связан невидимыми нитями, что не отпускало его. Сам Лев — гигантская кукла — возглавляет шествие. За ним «спешит» макет дома, пруд, обеденный стол, его любимая березовая скамейка, оградка веранды яснополянского дома с резным орнаментом из птичек и лошадок. Живой оркестр странных инструментов исполняет музыку Антона Светличного и Романа Жаурова, в которой угадываются мотивы народных песен и опер. Звучат и живые оперные голоса. Процессия, нашептывающая тексты из толстовских дневников, то и дело прирастает новыми персонажами. Из кожаного дивана акушер извлекает одного за другим рождающихся младенцев; кто — то подбрасывает сапоги, которые шил Толстой и подарил зятю, а тот поставил их на книжную полку с биркой «Том 13»; откуда не возьмись появляется велосипед, на который Толстой пересел в 67 лет, о чем сокрушается лошадь Фру-Фру; за ней возникает школа, пасека, крестьяне, арестанты, небо Аустерлица, Наполеон…

Театр «Пух и Прах». «Дом, который покинул Лев»
Спектакль-шествие

Периодически замедляя шаг, Толстой оборачивается. Всякий раз раздается его голос: «Нет, это невозможно! Нельзя так жить! Нельзя так жить! Нельзя и нельзя». Узнается запись отрывка из статьи «Не могу молчать». Вся эта художественная фантасмагория достигает финальной точки на холме. Здесь Толстой наконец освобождается от всего, пускается в одинокое путешествие, уходит в закат, сливаясь с природой столь любимой им Ясной Поляны. По склону бежит танцующий Ганди, и в небо улетает белый воздушный шарик.