Русское искусство на западном рынке: рекорды 2002 года
В Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе, Женеве и Рено аукционные продажи русского искусства в 2002 году проходили, несмотря на неблагоприятную финансово-экономическую конъюнктуру на мировых рынках, под знаком установления рекордов. И прежде всего в наиболее престижной категории — живописи.
Тенденции
Если вынести за скобки аукционы «Russian Pictures» у Sotheby’s в Лондоне, являющиеся своеобразным барометром рынка отечественного искусства, то, применительно к торгам в других антикварных столицах, можно выделить ряд общих характерных моментов. Во-первых, наиболее сенсационные продажи сезона состоялись на аукционах «Modern Paintings», а не на специализированных торгах русского искусства. Во-вторых, «рекордсменами» стали художники так называемого русского зарубежья, причем как хорошо известные на Западе (Алексей Явленский и Соня Делоне-Терк), так и достаточно редкие (Николай Фешин). В-третьих, русских покупателей, за исключением Парижа, на этих торгах не было. Они, как известно, пока предпочитают Sotheby’s. На аукционе 20 ноября 2002 года в Лондоне также был установлен своеобразный рекорд: впервые за историю русских торгов у Sotheby’s из десяти наиболее дорогих лотов девять достались любителям прекрасного из России. Из них шесть — частным коллекционерам. Говоря об этом аукционе, необходимо отметить ещё одну сенсацию — самый высокий уровень продаж за всю историю специализированных торгов русской живописи у Sotheby’s — € 4 673 641 ($ 7 380 987)! И это за собрание, в котором, по общему признанию, не было явных шедевров. Всё это позволяет подвести главный итог прошедшего года: цены на произведения русской школы живописи продолжают стабильно расти. Лишним доказательством этого является и тот факт, что в 2002 году были подтверждены рекордные цены 2001-го. Яркий пример — продажи в Нью- Йорке и Лондоне произведений Зинаиды Серебряковой.
В случае с Sotheby’s стоит отметить еще одну тенденцию, характерную для этого аукциона: руководство Русского отдела вполне сознательно переориентировало свое внимание на российских покупателей, а сами торги окончательно приобрели формат «дилерских».
Весьма значительная часть лотов на ноябрьском аукционе была куплена представителями московских антикварных салонов для последующей перепродажи на родине и, естественно, по более высоким «русским» ценам.
Новый чемпион
Самой большой сенсацией художественного рынка русского искусства в 2002 году стала продажа парижскими комиссар-призерами «Calmels- Chambre-Cohen» (ССС) на аукционе «Art Modernе et Contemporain» полотна «Рынок в Мино» (1915) кисти Сони Делоне-Терк (1885 — 1979). Оцененное в € 400 000 — 600 000, оно обошлось новому владельцу в € 4 100 000, а с учётом комиссионных — более чем в одиннадцать раз дороже нижней границы эстимейта (€ 4 596 340).
Как указывалось в каталоге, где описанию лота было посвящено шесть страниц, художница сделала «две окончательных версии» этой картины. «Вторую» версию Делоне-Терк подарила в 1963 году парижскому Музею современного искусства; сейчас она находится в Центре Жоржа Помпиду. Выставленная на продажу «первая» версия до сих пор была известна лишь узкому кругу любителей живописи, имевших возможность увидеть ее на трех выставках (в 1958, 1960 и 1995 — 1996 годах) и по репродукциям в двух монографиях, посвященных творчеству Сони Делоне-Терк. В каталоге также была воспроизведена картина «Рынок в Мино», находящаяся в женевском Музее искусства и истории. Но этим число «рынков» отнюдь не ограничивается: еще один хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кроме того, в 1988 году произведение с аналогичным названием 1916 года и почти идентичных размеров (94 × 128,3) было продано на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $ 310 000 при эстимейте $ 200 000 — 250 000. Но, так или иначе, все эти «неточности» не убавили уникальности работы и уж тем более не снизили цену.
Торги, в которых в начале участвовало не менее шести покупателей (все — по телефону), начались с € 300 000 и в течение нескольких мгновений достигли небывалой для произведений Сони Делоне-Терк отметки в 4 100 000 евро (!). От этой цифры теперь и будет вестись отсчёт при продаже её картин, как на аукционах, так и в галереях.
До сих пор самое дорогое произведение Сони Делоне-Терк, жены значительно более известного французского художника, создателя орфизма и симультанизма Робера Делоне, стоило всего $ 324 285. Подавляющее большинство ее картин продавалось в вилке цен от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Редкие из них достигали планки в 20−30 тысяч. Что в целом и было подтверждено 24 ноября 2002-го в ходе аукциона «Коллекция Кавалеро. Живопись и скульптура ХХ века», проводившегося совместно только что созданными домами «Artus Encheres» и «Calmels-Cohen» в Отеле Друо в Париже. Из восьми выставленных работ Делоне-Терк шесть были проданы именно в этой вилке цен (от € 9 500 до € 15 000 и одна — за € 33 000). Топлот, вынесенный на обложку каталога, «Электрическая призма» (1913, эстимейт € 350 000 — 400 000), заоблачных высот июньских продаж, конечно, не достиг. Но летний рекорд позволил этой работе уйти по вполне «честной» для вещей этого периода цене — € 800 000 евро. И, наконец, ещё одна картина — «Ритм — цвет» (1954, эстимейт — € 150 000 — 200 000) — была продана, как нам кажется, по цене (€ 200 000), отражающей реальную стоимость произведений Сони Делоне-Терк на сегодняшний, а не послезавтрашний день.
Конкуренты Сони
Так же, как и работы Делоне-Терк, полотна Алексея фон Явленского (1864 — 1941) регулярно появляются на западном рынке — будь то в галереях, на художественных ярмарках или торгах. Однако, в отличие от своей младшей современницы, Явленский ценится гораздо дороже (за исключением последней продажи). Как правило, цены на его картины начинаются на уровне, где они заканчиваются для Делоне-Терк. Подтверждение тому — аукцион «Коллекции Беков» («The Beck Collection. German Expressionist and Modern Art, Including African and Oceanic Art», 8−9 октября 2002 года, Sotheby’s, Лондон). Самые престижные лоты, сгруппированные в каталоге под номером один (всего 35), продавались на вечернем аукционе 8 октября. Коллекция изначально была обречена на успех, поскольку представляла лучшее на сегодняшний день собрание немецкого экспрессионизма. Всё это не могло не привлечь как коллекционеров, так и арт-дилеров со всего мира. И результат торгов, впервые в Лондоне проводившихся в евро, говорит сам за себя: 29 лотов из 35-ти — проданы (82.86%) на сумму в € 18 561 070. Из десяти самых дорогих позиций пять — русского происхождения: две работы Явленского и три — Кандинского. Кстати, всего у Беков было одиннадцать произведений Кандинского и четыре Явленского! Автором нового мирового рекорда цен на Явленского на мировом открытом рынке стал крупный американский коллекционер, заплативший за «Halbakt» (1912, эстимейт € 1 400 000 — 1 800 000) 2 426 650 евро. Пятую строчку в списке топ-10 заняла «Голубая шаль» (1912, эстимейт € 1 300 000 — 1 800 000), приобретённая анонимным покупателем из Европы за € 1 326 650. Что же касается картин Кандинского, то цена только одной из них перевалила за миллион (€ 1 106 650), а две другие ушли за € 556 650 и € 468 650.
В отличие от произведений перечисленных выше авторов, вещи Николая Фешина (1881 — 1955) сравнительно редко появляются на аукционах. А если это и случается, то, как правило, в Америке. Как это и произошло 27 июля на торгах «Coeur d’Alene» в небольшом курортном городке Рено (штат Невада). Сразу семь полотен — редчайший случай! — Фешина стали «гвоздём» продаж. Шесть из них — в вилке цен от $ 41 250 до $ 231 000. Последняя цена была уплачена за картину «Indian Girl with Kachina Doll» (эстимейт $ 75 000 — 100 000), которая и оказалась самом дорогой работой художника из когда бы то ни было продававшихся на открытом рынке. Предыдущий рекорд — $ 163 721 — был установлен 25 мая 1990 года на аукционе в Нью-Йорке.
Подтверждения
Наравне с установлением новых рекордов, 2002 год был отмечен рядом продаж, которые подтвердили рекорды, установленные ранее, и таким образом их закрепили, отразив попутно и изменения во вкусах и пристрастиях русских коллекционеров, и лидирующие позиции ряда художников, прежде всего русской парижанки Зинаиды Серебряковой, цены на работы которой на протяжении нескольких лет стремительно растут. Эта тенденция была подтверждена продажами её полотен у Christie’s в Нью-Йорке и у Sotheby’s в Лондоне. 19 апреля «Портрет Екатерины Зеленковой"(1913, эстимейт $ 300 000 -500 000) ушел на первом за $ 328 500. Для портрета, пусть и женского, цена достаточно высокая. К примеру, «Портрет Эммануэля Нобеля» (1909, эстимейт $ 120 000 — 160 000) кисти Валентина Серова был продан — так же у Christie’s в Нью-Йорке 24 октября 2002-го года — за $ 240 500. Что, хотя и является самой высокой планкой для произведений Серова, значительно ниже стоимости Серебряковой на мировом рынке. Еще раз это подтвердили торги Sotheby’s в Лондоне 20 ноября: пастель художницы (эстимейт 50 000 -70 000) перешла к новому владельцу за 199 500. Как эта пастель, так и натюрморт маслом (эстимейт 40 000 — 60 000, продан за 149 650) заняли соответственно третью и седьмую строчки в списке десяти наиболее дорогих лотов этого рекордного для Sotheby’s аукциона русской живописи. Напомним, что именно Серебряковой принадлежит абсолютный рекорд цен на произведения реалистической школы русской живописи: в ноябре 2001 года «Русская баня» ушла за 443 500.
На этих же торгах Sotheby’s были установлены мировые рекорды продаж на аукционах произведений двух других художников русского зарубежья: Николая Милиоти (1874 — 1962) и Александра Яковлева (1887 — 1938). «Fete galante» первого достиг суммы, более чем в пять раз превышающей нижнюю оценку — 204 650. «Портрет художника Бориса Григорьева» — 171 650, в четыре раза выше нижней границы эстимейта.
Определенное повышение цен наметилось в разделе произведений советских «левых» художников и нонконформистов. Так, например, ранняя работа Дмитрия Плавинского «Стена призраков» (1962) была продана за 26 290, в полтора раза превысив эстимейт.
Эксперты не ошиблись с установкой высокой предварительной цены на «Цвет луны» Александра Тышлера. Холст ушел по среднему эстимейту — за 59 750.