Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Резиденция для иностранных художников в ЦТИ «Фабрика», Москва

№ 4 (611) / 2019

Кристина Пестова

Координатор программы «Художник в резиденции» для иностранных художников в ЦТИ «Фабрика» (Москва)

Форма отбора: круглогодичная система заявок
Предоставляется: жильё и мастерская. Приезд иностранных художников обеспечивают партнёры — представительства их стран
Сроки: варьируются
Сайт: fabrikacci.ru/mezhdunarodnaya-programma-khudozhnik-v

Впервые «Фабрика» начала принимать иностранных художников в резиденции в 2008 году, в то время в Москве и Подмосковье как раз проходили первые симпозиумы, посвящённые феномену резиденций и специфике их развития в российском контексте. Один из таких симпозиумов мы приняли на своей площадке.

Василена Ганковска. Кинотеатр «Орион». Из серии «Московские кинотеатры», август—сентябрь 2019
Бумага, капиллярная ручка

Поскольку ЦТИ — это некоммерческая организация, партнёрами программы резиденций фактически стали культурные центры и представительства стран, откуда приезжают художники. Мы сотрудничаем со Швейцарским советом по культуре Pro Helvetia, Австрийским культурным форумом, Французским институтом, Бразильским культурным центром и Гёте-Институтом.

Мы не работаем в системе open call и принимаем заявки круглый год, формируя расписание на ближайшие 8—12 месяцев. Наш экспертный совет — это я и Ася Филиппова. Обычно выбор участников происходит исходя из заявки: мы просим каждого, кому интересна наша программа, прислать CV, портфолио, мотивационное письмо — почему художник хочет приехать и работать на «Фабрике» и описание проекта или исследования. Поскольку у нас довольно необычная территория — мастерская и выставочные залы располагаются в пространстве бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь», мы особенно внимательно смотрим на технику, с которой работает автор. В частности, мы редко берём к себе фотографов и живописцев, да и редко получаем такие заявки. Обычно наши резиденты работают с инсталляцией, печатной графикой, скульптурой, перформансом и современным танцем.

Когда резиденты приезжают, мы знакомимся, рассказываем им о месте, где им предстоит работать, зачастую оно становится для них отправной точкой. Мы никогда не навязываем художникам фабричную специфику, но стараемся рассказать о наших интересах и пригласить работать вместе. Например, сейчас открывается подобный проект «На своём месте», где участвовали австрийские и французские резиденты. Они искали способы взаимодействия с районом и его жителями — это была форма расширения пространства мастерской и переосмысления территории.

Художница Элизабет Грюбль вешает плакат проекта «СОЦИАЛИЗМ КАПИТАЛИЗМ», июль 2019
Фотодокументация проекта

Или, может быть, у приехавшего художника уже есть тема исследования — в таких случаях, как правило, требуется наша помощь. К сожалению, в России даже публичные архивы и музеи редко бывают двуязычными: все сотрудники говорят только на родном языке, а наши резиденты редко знают русский. Приходится исследовать вместе с ними. При этом нам совершенно не важен результат работы — всё ориентировано на процесс. Тем более, что мы не собираем коллекцию, и всё, что сделал автор, остаётся с ним. Другое дело, что мы дальше поддерживаем отношения и радуемся, когда кто‑то решает вернуться в Москву и продолжить работу или показать итоговую выставку. Например, в 2020 году на Фабрику вернётся наша резидентка из США — художница и преподавательница Кристи Липпайр, которая на протяжении месяца исследовала в Москве творчество Варвары Степановой и теперь приедет создавать её скульптурный портрет.

Одна из наших важных задач — познакомить начинающих российских художников с нашими резидентами, такие встречи начались около года назад, и мы стараемся вовлечь в них всех наших участников, поскольку они полезны для обеих сторон: рассказывая о своей практике и отвечая на вопросы, художник чуть больше узнаёт о нашем художественном контексте, а российские авторы получают возможность расспросить про иностранные резиденции и новые возможности для своей работы. И по‑моему, мы можем гордиться, что у нас получилось создать такое комфортное и отзывчивое пространство для творчества.

Я думаю, что отличительная особенность российских резиденций в том, что их очень сложно сравнивать между собой. Каждая находится в уникальном месте и работает с собственным своим контекстом. Мы всегда говорим нашим участникам: для того, чтобы узнать современное российское искусство, вам придётся съездить в Екатеринбург, Владивосток, Санкт-Петербург, Выксу, Казань и другие города, художественный мир которых наверняка покажется вам совсем другим по сравнению с тем, что вы успели увидеть в Москве.