Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. «Открытые Студии» Центра современного искусства «Винзавод», Москва

№ 4 (611) / 2019

Андрей Паршиков

Куратор «Открытых Студий» Центра современного искусства «Винзавод» (Москва)

Форма отбора: open call
Предоставляется: восемь студий, стоимость участия 16 000 рублей в месяц, два бюджетных места, жильё не предоставляется
Сроки: пять недель
Сайт: studios.winzavod.ru

Из присланных нам заявок отбирается примерно тридцать пять, их рассматривает экспертный совет и выделяет восемь. В этом году получилось девять. Художники знакомятся с пространством, друг с другом, начинают работать над проектами, и через месяц у них уже выставка. То есть у них уже что‑то должно быть до начала резиденции, а моя задача — их переубедить. У всех резидентов уже есть первоначальный профессиональный опыт — образование, первые выставки, готовые объекты, так что им есть что показать на открытии или первом вечере вернисажей.

Пространство «Открытых студий», 2019

Участники получают пространство для работы, а также консультации с тьютором и встречи с представителями арт-среды, с которыми они общаются и тем самым развиваются. В отличие от многих других резиденций, у нас есть образовательная программа. Мы устраиваем лекции по истории искусства и занятия по арт-английскому. Вообще, все приходят сырые, не понимая, как создавать портфолио или как подавать заявки в арт-резиденции. Они обдумывают свои самые первые проекты и ещё не сформулировали дискурс, в котором работают. Моя же задача — научить их тому, как разговаривать о своём искусстве, как доносить свои идеи до зрителей и вообще что такое современное искусство, что это за система и как в ней существовать.

Главное преимущество «Открытых студий» — они находятся в самом центре Москвы, работы участников могут каждый день видеть посетители «Винзавода» — это возможность представить своё искусство и пообщаться с большим количеством людей. Кроме того, у нас очень аутентичное пространство: с одной стороны, это «белый куб», с другой — бывший старинный склад винно-водочных изделий, где работы можно крепить даже к потолку высотой тринадцать метров. Задача сайт-специфичности, конечно, не стоит, но мы приветствуем, если кто‑то хочет сделать работу специально для нашего пространства.

Варвара Гранкова со своей работой, 2019

Резиденция длится пять месяцев — ни разу не было, чтобы за этот срок художник ничего не создал: у нас такая среда и такое менторство, что я и представить себе этого не могу.

Из того, что художник за это время сделал, одна работа идёт в фонд «Винзавода», остальные остаются в собственности авторов. Они могут участвовать с ними в других выставочных проектах. Кроме того, мы продвигаем наших участников. Их начинают узнавать благодаря мероприятиям в «Студиях», вечерам открытий и новым знакомствам в арт-среде. Например, после нас многие попадают в Мастерские «Гаража». Или у них покупает работу человек, который увидел в «Студиях» процесс её создания.

После выпуска мы поддерживаем сообщество своих художников. Чтобы они постоянно были вовлечены в творческие процессы вокруг «Открытых студий», мы рассылаем информацию про другие наши проекты и возможности, отправляем выпускников в иностранные арт-резиденции. Кстати, каждый год мы берём к себе одного человека из партнёрских резиденций в обмен на нашего участника. Например, наша художница Мария Иванова сейчас поехала в Южную Корею. Вообще, есть много разных мероприятий — фестивали «Винзавода», вечеринки в ДК, различные поездки; наша задача — чтобы это сообщество продолжало существовать.