Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Мастерские «Гаража», Москва

№ 4 (611) / 2019

Валентин Дьяконов

Искусствовед, арт-критик, старший куратор Музея современного искусства «Гараж» (Москва)

Форма отбора: open call
Предоставляется: стипендия на рабочие материалы, студия, жильё для иногородних
Сроки: от трёх месяцев до полугода
Сайт: garagemca.org/ru/garage_studios

По поводу выросшего за последнее время количества российских арт-резиденций можно, конечно, пошутить про импортозамещение: раз русских художников не так уж часто берут в западные, надо развивать ­какую‑то структуру здесь. А можно подойти серьёзнее: страна у нас большая, но людей, которые бы действительно её видели, довольно мало. И то, что, помимо Москвы, резиденции открываются в других важных городах, — это показатель, что наступает эпоха пространственно-культурной связности. По крайней мере, я надеюсь, что это так. И эта эпоха как раз и живёт резиденциями, они дают людям возможность передвигаться, обмениваться и получать принципиально иной опыт, ощущать, как у нас художественная жизнь устроена в целом.

Работа художников второго набора в Мастерских «Гаража», 2019

В этом смысле как раз Мастерские «Гаража», которые я курирую, не столь показательны. Они нацелены на другое. Во-первых, у нас до сих пор художник с собственной мастерской — явление настолько редкое, что их можно пересчитать по пальцам. И наши студии на ВДНХ соответственно нужны, чтобы художники получили возможность спокойно работать вне дома. Во-вторых, это продолжение работы, начатой два года назад Триеннале современного российского искусства. Изначально мастерские задумывались как способ перехода от одной триеннале к другой — чтобы в промежутке между ними участники могли приезжать в Москву и работать либо как дополнительная помощь художникам первого издания. Этих первых выбрал экспертный совет. А вторую Триеннале у нас курируют участники первой, то есть сами отбирают художников для будущего проекта. И многие из них сейчас участвуют во втором наборе мастерских. Они очень разные по уровню, возрасту, опыту и степени подготовленности, поэтому нельзя говорить об общем уровне качества.

Обычно резиденции рассчитаны на поддержку именно молодых художников, и, если в результате появляются работы невысокого качества, то это вопрос неопытности участников. Но цель резиденций как раз в том, чтобы художники приезжали, погружались в другие контексты и учились. Инкубаторская миссия по всему миру примерно одинакова, и расчёт на начинающих тоже одинаков — человек должен получить опыт, передать опыт и в конце концов осесть. Этот сёрфинг в какой‑то момент зрелости автора должен закончиться. Поэтому работы, которые появляются в резиденциях, — это works-in-progress, вещи в становлении. Для многих наших участников это реально первый в жизни опыт мастерской, и сейчас у них очень сильно перестраивается практика, появляются новые форматы и другой ритм работы. С точки зрения сделанности у них уже выходят совершенно иные вещи, чем были прежде.

Пространство Мастерских «Гаража», 2019

Нашим художникам мы выделяем ежемесячную стипендию на материалы, но грантов на проживание у нас нет. Сроки резиденций для тех, у кого есть жильё в Москве, — полгода, для иногородних — три месяца. Это не потому что мы любим регионы, а потому что без стипендии прожить в Москве сложно. Они могут работать удалённо, но всё равно столица — дорогой город. Тем не менее для большинства полгода — это вообще не срок, они хотят больше, и мы даже продлевали первому набору время, потому что шести месяцев им не хватало. Пока проект ориентирован на российских авторов, но у нас уже есть первый иностранный резидент — художница Анна Мескьяри, родившаяся в Швейцарии — в рамках сотрудничества с Pro Helvetia. И пока мы планируем подобные опыты также как партнерские проекты.

Кураторская поддержка резидентов в нашем случае, скорее, концептуальная — у меня есть присутственный день, и я всегда готов поговорить, послушать, объяснить, дать совет.
Мы периодически устраиваем занятия. Например, сейчас мы будем проводить эксперимент — в резиденции появятся два глухих художника. В «Гараже» очень серьёзный упор на инклюзивность, но наш опыт даже более радикален, чем обычно, поскольку глухим художникам практически негде получить профессиональное образование, то есть для них важна не только мастерская, но и возможность учиться у своих непосредственных коллег. И чтобы интегрировать их в среду, мы для всех будем проводить занятия по русскому жестовому языку. Кроме того, гостей «Гаража» мы стараемся обязательно привести в резиденцию, знакомим, рассказываем и показываем. Ещё мы будем делать критические сессии, чтобы художник мог представить и обсудить с остальными свою работу, — это и есть наша кураторская поддержка.

Зачастую наши участники хотят оставить нам свои работы, например, расписывают стены. Но когда резиденции обязывают художников оставлять в коллекцию работы — это просто дикие 90‑е. Какое‑то зверство — заставлять художников расплачиваться работами. Хотя я знаю, что это есть. Не будем показывать пальцем — но это есть. Работы должны продаваться, у них должна быть своя цена, отдельная от стоимости производства. А если ты оплатил художнику производство и теперь считаешь, что работа твоя, — так это не работает.