Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Художественная резиденция Gogova Foundation, Нижний Архыз, Карачаево-Черкесия

№ 4 (611) / 2019

Марианна Губер-Гогова

Президент Некоммерческого фонда поддержки современного искусства Gogova Foundation

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё, рабочее пространство, бюджет на реализацию проекта и гонорар в размере 1000 евро
Сроки: не более двух месяцев
Сайт: gogovafoundation.org/residency

Специальная астрофизическая обсерватория РАН

История нашей резиденции началась в Баку. В какой‑то момент я поняла, что наша галерея Artwin проводит гигантскую некоммерческую работу. Безусловно, любая галерея поддерживает своих художников, но у нас в какой‑то момент образовательная и некоммерческая часть перевесила. В этот период мы посетили Баку по приглашению друзей, и нам предложили красивейшее пространство в центре города. Заниматься в Азербайджане продажами, учитывая таможенные и налоговые вопросы, я совсем не хотела, да и не чувствовала потенциал этого рынка. Однако в тот момент интерес к современному искусству в Баку был огромен, чему очень способствовал фонд Yarat, и мы запустили там свою резиденциальную программу. С большим успехом провели несколько выставок, всё было отлично, но потом я поняла, что, при всём моём замечательном отношении к Азербайджану, никаких культурных и родственных связей у меня с ним нет, разве что дружеские. И было бы гораздо лучше проводить филантропическую работу в моём родном регионе — в Карачаево-Черкесии. Надоумил нас, кстати, Роман Троценко. Он спросил: а почему вы делаете программу в Баку, а не у себя? Мы не смогли ответить: действительно, почему? На самом деле в Карачаево-Черкесии очень развита культура, проходят фестивали, работают музеи и театры, и не только в столице республики. Туристический поток тоже огромен и с каждым годом растёт, и это тоже стимулирует развитие искусств. Но с центральными городами не сравнишь, и это причина, чтобы делать резиденцию именно там.

В то время мы вместе с Симоном Мразом запланировали совместную выставку в республике и ездили по всем её уголкам в поисках правильного пространства. А в Архызской обсерватории мы с Мадиной бывали с детства, её предыдущий директор помнил нас совсем маленькими. Мы знали, что это уникальное место и для науки — здесь находится крупнейший в России центр наблюдения за Вселенной, самый большой в Евразии оптический телескоп, и для культуры — местные Зеленчукские храмы относятся к Х веку. Мы показали это место Симону и единогласно пришли к выводу, что выставку будем проводить там — и на территории обсерватории, и в научном городке, и в храмах. Одним из откровений той выставки для меня стало то, как непродвинутая аудитория, которая обычно принимает современное искусство с недоверием, здесь приветствовала проект с огромным энтузиазмом. Астрофизики очень нас поддерживали, и я поняла, что это будет идеальная среда для молодых художников. Теперь резиденции проходят в одном из рабочих помещений обсерватории, но если кто‑то хочет выйти за рамки этого белого куба — я только за. Со стороны местных я вижу очень большой интерес, к нам водят школьные экскурсии, а для учёных, многие из которых сами рисуют и занимаются скульптурой, общение с художниками — это тоже возможность развития, к тому же через художников о них узнаёт мир. Надо понимать, что Нижний Архыз — это отдалённая местность, а астрофизики редко выбираются за пределы посёлка. Полагаю, это особый склад ума. Ещё и поэтому нам важно, чтобы художник взаимодействовал с людьми, живущими в посёлке, анализировал контекст. Но при этом мы совсем не рассчитываем на сайенс-арт и не хотим никого ничем ограничивать. На данный момент у нас всего два критерия, но, возможно, мы и от них откажемся: возраст художника — до 35 лет, место его проживания — СНГ и страны Ближнего Востока.

Лиза Артамонова и Илина Червонная. Маршрут «Жемчужные тропы», 2018
Вид инсталляции. Проект создан в рамках III резиденции GFAR

В Азербайджан мы отправляли художников сами, а в новой резиденции сформировали международный экспертный совет, куда с самого начала входят Катя Иноземцева, Алексей Новосёлов, директор Yarat Суад Гараева и куратор Музея Хиршхорна Джарретт Грегори. Сейчас к ним ещё прибавился Симон Мраз.

От многих других резиденций нас отличает то, что наша цель — это не просто приезд художника и его знакомство с местным контекстом. Нам интересно, чтобы за время пребывания у нас он подготовил и показал проект. Нам важен диалог Карачаево-Черкесской республики с арт-миром, и программа резиденций — хороший для этого повод.