Современный танец

,

Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Перформанс

,

Россия

Российские арт-резиденции. «Фабричные мастерские» для российских художников, Москва

№ 4 (611) / 2019

Ася Филиппова

Директор ЦТИ «Фабрика»

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё и мастерская
Сроки: варьируются
Сайт: fabrikacci.ru/programma-fabrichnye-masterskie

Когда производство на нашей бумажной фабрике ещё работало на полную мощь, но после вывоза устаревшего оборудования уже появилось свободное пространство, площадок для современного искусства в Москве ещё было катастрофически мало и спрос значительно превышал предложение. Поэтому мне казалось абсолютно оправданным открыть новое выставочное пространство. Мы его выделили и представили в январе 2005 года — это был довольно большой шестисотметровый цех. При этом никакого опыта выставочной деятельности у меня не было, я слабо представляла, какие нужны условия для проведения выставок, а фабрика, ко всему прочему, находилась в плачевном состоянии: текли крыши, на открытии любой выставки мог вдруг образоваться фонтан из‑за прорванной трубы. Временами бывало довольно экстремально!

Хаим Сокол. Бумажная память, 2017
Видео

С другой стороны, новое пространство вызвало большой интерес. Люди стали приходить на выставки, спрашивать, нельзя ли арендовать мастерскую или театральную площадку, например. Постепенно мы стали расти. После большого выставочного зала на «Фабрике» появилось Агентство театров танца «ЦЕХ», и в актовом зале фабрики мы открыли театрально-концертное пространство, потом малый выставочный зал, — так постепенно мы пришли к тому, что есть у нас сегодня.

Со временем стало ясно, что, во‑первых, одного выставочного пространства мало — что‑то должно быть помимо него. Во-вторых, я осознала, что наше местоположение и финансовые возможности едва ли позволят обустроить тут что‑то фешенебельное и стерильное, куда будет съезжаться модная публика. Постепенно мы пришли к тому что «Фабрика» должна стать в первую очередь местом, где будут работать художники и где им должно быть комфортно. На самом деле создать такую атмосферу оказалось не так сложно, но она радикально отличается от атмосферы, которая должна быть в пространстве, куда люди приходят приятно провести время — сфотографироватья, попить кофе, пообщаться. Это два разных типа пространств. В одном должно быть много забавных уголков, где хочется сделать селфи, в другом должно быть тихо, спокойно и удобно работать. Дело кончилось тем, что мы осознанно встали на второй путь и идём по нему до сих пор. Тем не менее это не исключает огромного количества выставок, проведённых за эти пятнадцать лет.

Сейчас у нас идёт уже седьмая сессия резиденций. Программа для русских художников состоит из двух частей. Во-первых, у нас есть мастерские на бессрочной основе. Их мы отдаём любимым художникам, с которыми уже работали раньше и которые реализовывали на «Фабрике» заметные персональные проекты. Мы выбираем их сами, без конкурса. Но несколько лет назад появилась конкурсная часть, с приёмом заявок раз в год и объявлением победителей 31 января, на день рождения «Фабрики». Каждая сессия — 6—9 месяцев, за это время художники готовят свои проекты и показывают их у нас. Кто‑то в выставочных пространствах, кто‑то у себя в мастерской.

Александра Конникова. 108 соло, 2018
Фотодокументация перформанса

Ещё на «Фабрике» есть замечательное пространство мастерской «Пиранези LAB» — некоммерческий проект с профессиональными мастерами, которые занимаются печатными техниками в искусстве. У них есть самое разное оборудование для шелкографии и других техник. И художники могут всем этим пользоваться под присмотром специалистов и реализовать свои идеи.

Программа мастерских в её нынешнем виде предназначена для mid-career artists, а не для молодёжи, как это делается обычно, — это нетривиальный ход, но нам нравится делать всё вопреки. По мнению специалистов, нам вообще стоило бы оборудовать один выставочный зал, кафе, снести большую часть зданий и построить современный бизнес-центр. И не волноваться о текущей крыше и перебоях в отоплении. Но мы захотели поступить по‑другому, также и в случае «Фабричных мастерских». Мы долгое время, и вполне успешно, ориентировались на молодёжь, пока таких предложений было меньше, чем художников. Однако сейчас выделяется уже много грантов для молодых авторов. А вот программ, которые поддерживают художников от 35 лет, нет вообще. На мой взгляд, это совершенно несправедливо. Молодость сейчас длится намного дольше, чем, например, в конце ХХ века. Человек 35 лет воспринимается как вполне молодой. С другой стороны, эти художники часто воплощают очень интересные проекты, ведь, оставаясь молодыми, они уже обладают жизненным опытом, зрелыми взглядами и пониманием собственной манеры.