Арт-резиденции

,

Россия

,

Паблик-арт

Российские арт-резиденции. Art Station. Иваново

В 2020 году был отреставрирован конструктивистский вокзал в городе Иванове, построенный в 1933 году, причём уровень реставрационных работ привлёк к себе внимание всего российского арт-сообщества. Были не только восстановлены фасады и интерьеры, но, например, в оформлении колонн были использованы паттерны, разработанные для агиттекстиля на местном производстве в двадцатые годы. Текстильная тема продолжилась открытием арт-резиденции прямо в пространстве действующей железнодорожной станции. И главная идея проекта — организовать сотрудничество местных текстильных предприятий и современных художников, тем самым развивая экономику области и местные креативные индустрии. Об этом рассказывают Джейкоб Якубов, куратор резиденции, и Миша Most, куратор первой выставки Art Station.

Джейкоб Якубов

Художник, дизайнер, работающий с бетоном и металлом, основатель галереи WHO I AM и собственного текстильного бренда

Миша Most

Один из самых известных в России уличных художников. В своей художественной практике Миша обращает внимание на проблему восприятия будущего, влияние науки и технологий на общество и человека

Форма отбора: заявки в свободной форме, преимущество у проектов, связанных с текстильным производством и крафтом
Предоставляется: жильё и мастерская
Сроки: обговариваются с организаторами
Сайт: www.facebook.com/artstationivanovo/

Железнодорожный вокзал в Иваново. «Синий» зал

Джейкоб Якубов: Я веду свой бренд дизайнерской одежды и уже восемь лет сотрудничаю с ивановским швейным производством. За эти годы был совершен гигантский скачок, в том числе, в вопросе доступности города для посещения. Восемь лет назад вокзал был закрыт, добраться до Иваново можно было либо на ночном поезде, либо проведя за рулем 5−6 часов. Когда первые Ласточки отправились в город три года назад, для меня это стало настоящим подарком. И вот в рамках моей работы с местным производством, несколько лет назад на одном из форумов мы познакомились с представителями бизнес- и арт-сообщества в городе Иванове, и потом состоялась встреча с губернатором Станиславом Сергеевичем Воскресенским, где и родилась идея создать арт-кластер или хотя бы точку притяжения, где люди из разных сообществ могли бы встречаться и знакомиться. Отсутствие коммуникации между людьми — это одна из главных местных проблем. Например, я сотрудничаю с Иваново, однако ничего из того, что делаю, никогда не было связано с городом, кроме швейного производства, при том, что я регулярно устраиваю коллаборации, и все бизнес-процессы в текстильной отрасли для нас важны. Тем не менее, подрядчики, печати, вышивки — всё это происходило где-то еще, на стороне. Дело в том, что даже находясь в этом регионе, я не понимал, кто здесь есть, с кем можно сотрудничать, диалога не было вообще. И когда появилась идея площадки, где все могли бы встречаться и выстраивать коммуникацию, мы сразу начали в этом направлении работать. Год назад открылся отреставрированный вокзал, и мы сразу подумали превратить его в арт-кластер или в арт-резиденцию.

Железнодорожный вокзал в Иваново. «Синий» зал

Иваново — это центр текстильной отрасли в России, но кроме того, мастера, которые работали здесь в девятнадцатом — начале двадцатого века внесли неоспоримый вклад в развитие современной орнаментации. И то, что я увидел в музее Бурылина, местного мецената, который собрал огромную коллекцию декоративно-прикладного искусства, и непосредственно в Музее ивановского текстиля, меня, художника и дизайнера, очень сильно вдохновило, в первую очередь, меня потряс агитситец. Поэтому идея пригласить сюда художников и дать им возможность сотрудничать с местным малым бизнесом и промышленностью, была для меня крайне привлекательной. Правда, когда я только начал предлагать художникам обратить внимание на текстильную отрасль, они отказывались, говорили, что это неинтересно. Зато когда первые художники начали сюда приезжать, им начали предлагать какие-то проекты, они поехали на фабрики, посмотрели производственные процессы — и сразу стали мне звонить, говорить, как это здорово и что фабрика им уже предложила сделать коллекцию. Началось то, ради чего это площадка создается — ради конкретных проектов, которые будут развивать экономику города, вместе с ней весь российский текстильный дизайн. И наша первая выставка — это как раз попытка показать, какими могут быть эти новые дизайны, поэтому она называется «Ткани будущего». И «Красная Талка» — одно из старейших и крупнейших производств города, очень хорошо откликнулась на наше предложение участвовать, именно потому страдает от нехватки креатива.

Дело в том, что еще одна из важных проблем города состоит в том, что хотя ивановская продукция неплохо продается на Wildberries, производители уже хотят нового уровня, и в качестве дизайна, и в качестве производства. Представители отрасли много ездят на западные текстильные выставки, видят, как там всё устроено, и это круто, что на базе этой новой площадки мы можем создавать не только искусство, но проводить образовательные программы, встречи, где производители и художники могут познакомиться. То есть у нас получается и арт-резиденция, куда смогут приехать художники, чтобы погрузиться в наследие региона, и место, где смогут найти друг друга представители местного бизнеса и арт-сообщества, организовывать коллаборации, которые в современной фэшн-индустрии крайне популярны, являются предметом хайпа.

Железнодорожный вокзал в Иваново. «Красный» зал, вид экспозиции Art Station

Следующая наша задача — перейти к переосмыслению народного промысла, потому что вокруг Иваново происходит много всего, чего мы даже представить себе не можем. Например, я приезжаю и мне показывают строчку, за которой западные дизайнеры бы поехали на другой конец мира — все сегодня ищут такое, потому что, кажется, что всё уже сделано и идеи кончились. А здесь богатый этими идеями регион, здесь не надо ничего искать — всё есть! Возможность показать это — как раз и вдохновило меня в этом проекте. Конечно, потенциальное сотрудничество местных производств и художников способно очень поднять общий уровень культуры в городе. Любой человек, который заканчивает здесь Политехнический университет, уезжает в Москву или Питер, а наша задача оставить человека здесь, показать, что здесь есть, чем заниматься. Кроме того, я бы хотел отметить, что за десять лет, которые я работаю в фэшн-индустрии, очень сильно изменилось сознание потребителя. Раньше я видел, как трудно взаимодействовать с российским потребителем даже в среднем ценовом сегменте, я уже не говорю про премиум: люди не понимали, почему такой ценник, не понимали, что хорошая ивановская швея ничем не отличается от японской или итальянской, она может владеть даже более сложными навыками, и она должна получать достойную оплату за свой труд. А сегодня локальный дизайнер — это модно, каждый второй шьет худи. У этого явления есть обратная сторона медали, но, в целом, интерес к моде как к бизнесу вырос невероятно. И Ивановская область, обладая такой базой, потенциально может стать фэшн-столицей России. Так что роль художников в изменении имиджа региона может быть очень серьёзной. И мы начали раскачивать эту историю. Понятно, что в России огромное число арт-резиденций, но задачи здесь очень отличаются от всех прочих. И Миша Most — лучший, пожалуй, пример, как это работает. Он как раз из тех, кто сначала мне говорил, что ткани — это не интересно, а потом приехал посмотреть на процесс ткачества и сразу начал звонить, рассказывая, как вдохновился.

Оформление пешеходного моста в центре города, выполненное стрит-художником Мишей Most в рамках фестиваля «Первый авангард», 2021

Миша Most: Три недели назад я ездил по историческим фабрикам, смотрел на современный процесс создания тканей, потом на город, чьё прошлое никак себя не проявляет на улицах, такое ощущение, что ничего тут и не было. Затем, в рамках фестиваля «Первый Авангард» я расписал местный пешеходный мост, используя разработанные в Иваново орнаменты начала — середины XX века, вошедшие во все учебники. И при этом жители меня спрашивали: а что это такое. Оказывается, они живут здесь, но не знают своей истории. Мне показалось, что здесь засуха в культуре, поэтому надо что-то сделать. И первое, что мы сделали, — мы повесили семиметровые полотнища тканей, расписанные уличными художниками, на этом круто отреставрированном вокзале.

Джейкоб Якубов: Если бы здесь появились только ткани, расписанные местными стрит-художниками Aestenics group в духе русского конструктивизма, с одной стороны, это было бы точное попадание в стилистику вокзала, с другой — не произошло бы никакого переосмысления традиции. Поэтому хорошо, что здесь появились разные ткани и разные художники. И дальше мы разрежем эти ткани, работницы местных фабрик раскроят их здесь и сошьют капсульную коллекцию, по сути музейные экспонаты, которые мы и покажем представителям местного бизнеса, чтобы было понятно, как сегодня рождаются коллаборации между художниками и фабриками.

Оформление пешеходного моста в центре города, выполненное стрит-художником Мишей Most в рамках фестиваля «Первый авангард», 2021

Третья наша повестка — это зеленая тема, разговор о том, что оставляет сегодня после себя индустрия моды, перспективы ресайкла в России. Я думаю, что именно здесь можно предлагать новые направления в разволокнении и переработке тканей. Все представители бизнеса, с кем я здесь разговаривал, в этом заинтересованы, поскольку к ним с этими запросами приходят IKEA и Uniqlo, другие большие бренды. То есть наша задача — показать, как искусство тоже может помогать в решении этих задач.

Из более мелких идей — мы хотим сделать вместе с художниками текстильный мерч и продавать его здесь в вокзальной лавке, потому что на любом вокзале и в любом аэропорту мира мы видим этот дурацкий сувенирный магазин, а можно его сделать не дурацким, продавать здесь современные комплекты и белья, и одежды, что будет связано с Иваново.

Последние 10—15 лет в России открылось множество арт-резиденций, и в частности пример Выксы показывает, что это очень хорошая история, когда бизнес и правительство объединяются с представителями креативных индустрий. А у Иваново есть своя история сотрудничества художников и текстильных производств, и поэтому это логичный вектор для нас.