ОАЭ

,

Арт-пространство

,

Инсталляция

,

Ближний Восток

,

Путеводитель

,

Музеи

,

Паблик-арт

Путеводитель по арт-пространствам Дубая

№ 1 (608) / 2019

Дизайнерское бюро Kart, Khamash. Шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид аль Мактум, 2013
3D-портреты правителей Дубая. Инсталляция в квартале D3, Дубай

D3 — Dubai Design District

www.dubaidesigndistrict.com

Дубай можно воспринимать как реализованный посреди пустыни почти с нуля ренессансный идеал города, где все профессии сосредоточены каждая в пределах своего района: вот здесь — media district, где находятся редакции различных СМИ, здесь — учреждения здравоохранения, здесь — science district: Dubai Science Park с исследовательскими центрами. Тем, кто работает в отведённых им пределах, полагается льготная аренда или даже бесплатные помещения, упрощённый документооборот, поддержка в организации профильных мероприятий. Цель этой политики — построение профессиональных сообществ, где все члены поддерживают друг друга. Аналогичным образом Dubai Design District (он же D3) отдан в распоряжение дизайнеров, архитекторов и работников моды, в основном под офисы и студии. Купить авторские кроссовки здесь тоже можно, но это не главная задача пространства, главная — быть лабораторией для создания идей, формирования у аудитории стиля и современных взглядов на экологию, здоровье и социальные проблемы. В районе три сектора — во‑первых, люксовые марки, во‑вторых, местные и начинающие дизайнеры и в‑третьих, университет с администрацией. Здесь же находятся офисы Zaha Hadid Architects, Foster + Partners и других гигантов. Здесь же — центральная площадка Dubai Design Week. Тем, кто приезжает просто погулять, интереснее всего покажутся шоурумы и арт-объекты, раскиданные по всей территории, большинство — с модным социально-экологическим уклоном. Расписанные космонавтами и водолазами парковки привлекают внимание к проблемам окружающей среды. Пасущиеся повсюду каменные овцы помогают собирать деньги для детского образовательного центра. Ткущие на улицах девушки поддерживают производство ковров, а также женское образование в Афганистане. 3D-портрет шейха Мохаммеда, премьер-­министра Дубая, превращается в лицо его наследника, символизируя общность лидерских качеств и ценностей. Символичный объект в одном из офисов — парящий в воздухе на тонких лесках остров, почти Лапута: художники попросили жителей и приезжих рассказать о Дубае, и рисунок звуковых волн их голосов составил рельеф этого острова, а их же рассуждения о собственных идеалах и ценностях — его фундамент.

Археологический музей Сарук Аль-Хадид

Al Shindagha — 311
Сб, Чт: 8:00—14:00, Вс—Ср: 8:00—20:00

www.saruqalhadid.ae

В 70‑е годы в песках Руб-эль-Хали обнаружили несколько тысяч железных предметов, которые не принадлежали ни одной известной культуре. С тех пор стало известно, что в этих местах был расположен крупный центр производства металлических изделий, но до сих пор не установлено, кем были работавшие там кузнецы. Находка легла в основу новой концепции «железного пути», напоминающего Шёлковый, только функционировавшего три тысячи лет назад. Раскопки ведутся по сей день, и все найденные объекты поступают в коллекцию буквально через пару месяцев после обнаружения. Образовавшийся музей — маленький и не особенно зрелищный; там нет ни гигантских статуй, ни россыпей драгоценностей, ни фрагментов архитектуры. Пожалуй, без экскурсии сложно разобраться, зачем смотреть на все эти наконечники стрел и обломки мечей. Собрание интересно другим. Дело в том, что обычно музеи преподносят нам свои коллекции как некую сумму знаний о древних цивилизациях. Все объекты изучены многими поколениями исследователей, а нам остаётся только трепетать перед чужой мудростью. Здесь всё не так. Сарук Аль-Хадид (в переводе с арабского — «Железный путь») — это музей вопросов, а не ответов, где физически переживаешь процесс раскопок: вот археологи обнаруживают посреди пустыни нигде не упоминающийся город, а вот они извлекают на свет невиданные предметы, не зная, для чего они нужны. Версии простого посетителя могут оказаться не менее проницательными, чем предположения учёных. Поклонялись ли эти люди змеям, раз их изображениями украшена посуда и пояса? Почему тут нашли множество костей животных и ни одной человеческой? Следует ли из изобилия египетских и месопотамских печатей, что на этом месте находился важный центр торговли? В итоге внимательного посетителя ждёт настоящее погружение в профессию охотника за древностями.

Myne&Yours. Мы дышим морем
Граффити в квартале D3, Дубай

Dubai Museum, Al Fahidi Fort

Al Fahidi area — Bur Dubai
Сб—Чт: 8:30—20:30, Пт: 14:30—20:30

www.dubaiculture.gov.ae

Desert Heritage Safari

Ежедневно: 8:00—21:00
+971 4 440 9827

www.platinum-heritage.com

После археологического музея логично продолжить знакомство с местной традиционной культурой, и сделать это можно либо в музее — крепости Аль-Фахиди, где кроме манекенов в костюмах бедуинов можно рассмотреть утварь, оружие и музыкальные инструменты и прочитать про обычаи, либо увидеть то же самое, но с участием живых людей, собравшись на сафари по пустыне Аль-Мармум. Поездка к бедуинам — это, конечно, классическое развлечение для туристов, поскольку настоящие давно живут в городах и уже не разводят кур и овец, но её можно воспринять и наподобие прогулки по тематическим паркам, реконструирующим историю, в Великобритании и Северной Европе. Реконструируют аккуратно, ориентируясь на двадцатые годы XX века, — от производства тканых изделий, благовоний и блюд местной кухни до танцев с тростью и соколиной охоты. Мероприятие гораздо более затратное, чем поход в традиционный музей, но и впечатление складывается гораздо более насыщенное эмоциями.

Граффити в квартале La Mer, Дубай

Alserkal Cultural Foundation

Heritage House No. 13
Al Fahidi Historical Neighbourhood, Al Musalla Rd. Corner Al Fahidi St.
Ежедневно: 9:00—19:00

www.alserkalculturalfoundation.com

Эта институция находится в самом центре старого города Аль-Фахиди, так что, изучив устройство традиционных домов с ветровыми башнями, сюда стоит зайти, например, за сувенирами, отличающимися от базарных. Сам фонд был основан членами семьи Альсеркаль, владельцами группы компаний, заведующих водными ресурсами Дубая и электричеством, они же главные местные покровители искусств, неоднократно премированные за свою благотворительную деятельность, члены региональных советов British Museum, Solomon R. Guggenheim и Tate. Фонд Alserkal поддерживает больше пятисот местных художников, в том числе выставляя их работы в пяти собственных пространствах. Покупают искусство тут в основном приезжие, а потому большинство объектов имеет характер турпродукции, но чуть более сложной и ироничной по отношению к национальному контексту: теневые скульптуры с пустынными пейзажами, фотографии местных строительных рабочих в цветах, саркастичная псевдореклама достопримечательностей и обычаев Дубая. Здесь же отличное кафе, книжный магазин и лавка дизайнерской одежды.

Граффити в квартале La Mer, Дубай

La Mer

2 A Street
Вс—Чт: 10:00—22:00, Пт—Сб: 10:00—24:00

www.lamerdubai.ae

Формально квартал не имеет никакой связи с искусством — это расположенное у самого моря относительно расслабленное пространство с пальмами, гастропабами, магазинами неожиданных для мусульманской страны купальников и лавками с японским мороженым, от которого изо рта и носа идёт дым. Однако именно здесь случился расцвет местного стрит-арта: стены домов из коричневого кирпича украсились эффектными фресками, а канализационные трубы превратились в гигантские коктейльные трубочки. Кажется, что находишься совсем в другой стране, и только закутанные в чёрное женщины напоминают, что ты на арабском Востоке.

Мадхусудханан. Atmopadesa Śatakam («Сто стихов самообучения»), 2017
Инсталляция в галерее 1+1 Art Gallery, арт-квартал Alserkal Avenue, Дубай. Пластик, металл, стекло. 83.8 × 81.2 × 20.3 см

Галерейный квартал Alserkal Avenue

Street 17, Al Quoz 1
Вс—Чт: 10:00—19:00

Расписание работы галерей лучше уточнять на сайте: www.alserkalavenue.ae

Половину зданий галерейного квартала составляют склады и производственные цеха бывшей мраморной фабрики, вторую — специально построенные имитации складских помещений. По этому пути пошёл даже Рем Колхас (Office for Metropolitan Architecture), которого попросили спроектировать отдельное пространство для больших мероприятий, и он точно повторил структуру местных складов, но использовал вместо пластика чёрный бетон с вкраплениями стекла, а одну из стен составил из вращающихся панелей, чтобы внутрь можно было легко занести объекты любого размера. В этом году проект попал в шорт-лист премии Ага Хана — главной награды в области мусульманской архитектуры. Инициатором создания квартала в 2008 году выступил владелец той самой мраморной фабрики, тоже из семьи Альсеркаль, и сейчас тут работают главный художественный центр ОАЭ, первый в стране арт-хаусный кинотеатр и детский центр Wisdom Warehouse. Здесь же реализуются грантовые программы для всех, кто имеет хоть какое‑то отношение к искусству, — от художников до режиссёров и исследователей, впрочем, для получения поддержки художникам желательно всё же родиться на Ближнем Востоке, в Северной Африке или Южной Азии. В складских же зданиях располагаются коммерческие и некоммерческие галереи, например Carbon 12 Dubai, 1+1 Art Gallery, Isabelle Van den Eynde Gallery, Green, а также магазины и кафе, чтобы приходить в себя после искусства. Необязательно приезжать сюда с целью покупки произведений; если побродить, здесь вполне можно наткнуться на ретроспективы хороших азиатских художников и полноценные кураторские проекты. А если искусства покажется слишком много, сходите на медитацию к местным хиппи или на шоколадную мануфактуру Mirzam к местным хипстерам.