Путь в настоящем. Культуролог Нина Кочеляева — о современном паломничестве
На излёте Средневековья Дорога святого Иакова растеряла свою популярность. Причиной тому — и войны с гугенотами, обосновавшимися на юго-западе Франции, и Великая французская революция, и общий подъём антирелигиозных настроений. Однако несколько десятилетий назад обнаружилось, что по Пути снова маршируют десятки тысяч паломников, и многие из них весьма некомпетентны в вопросах веры
Все три традиционных центра христианского поклонения — палестинские святыни, город апостола Петра Рим и могила апостола Иакова на севере Испании — остаются значимыми для верующих и сегодня. Однако Дорога святого Иакова отличается от других паломнических маршрутов тем, что в путь по ней пускается всё больше пилигримов, не принадлежащих ни католической вере, ни даже христианству. Современная история Дороги начинается в 80‑х годах ХХ столетия: в 1978 году маршрут одолели тринадцать тысяч человек, в 2015-м — более двухсот шестидесяти тысяч. Особенно важны так называемые юбилейные года, когда день памяти святого Иакова приходится на воскресенье, — согласно церковному преданию, паломники в такие годы получают отпущение всех грехов, и потому дороги особенно забиты путешественниками.
Человеком, возродившим маршрут в Сантьяго‑де-Компостела, считается священник, дон Элиас Валинья Сампедро. В начале своего служения он получил назначение в деревню Пьедрафита-дель-Себреро, один из самых важных пунктов на Дороге. Он чрезвычайно увлёкся темой, и в 1965 году защитил диссертацию «Путь святого Иакова. Историко-юридическое исследование», где реконструировал разные аспекты истории маршрута. Деятельный проповедник не ограничился исследовательской работой, он развернул обширную кампанию по сохранению исторического облика Себреро, отреставрировал местный собор и открыл гостиницу для паломников. В то же самое время на экраны вышел фильм «Млечный Путь» (1969) чрезвычайно популярного у образованной публики режиссёра Луиса Бунюэля о путешествии двух бродяг из Франции по Дороге Иакова. Всё вместе это дало заряд для возрождения паломничества.
Вскоре дон Сампедро открыл местный Музей этнографии и выпустил «Путеводитель паломника», взяв за основу свою диссертацию. К этому моменту священник собрал целую команду последователей, и в 1984 году они принялись восстанавливать заброшенные дороги паломников, мерить километраж различных участков Пути и ставить указатели. В результате смогли обустроить Дорогу французских королей, самую важную из входящих в сеть Сантьяго‑де-Компостела. Возрождению маршрута послужил и роман весьма популярного писателя Пауло Коэльо «Дневник мага», выпущенный в те же годы. С 1985 года начинается публикация специализированного бюллетеня, и, наконец, весь комплекс паломнических маршрутов получает статус Объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Признание ООН особенно важно, поскольку делает Дорогу достоянием не просто верующих, а всего человечества, переводит её в сферу культуры.
Самое главное, что за эти годы трансформировались информационные технологии, и теперь не составляет труда найти описание различных маршрутов, рассчитать время в пути и необходимый вес рюкзака. Практической информацией наполнены многочисленные заметки о совершённых путешествиях, они сопровождаются яркими и не очень иллюстрациями, комментариями. Путешествие перестало быть таким уж авантюрным предприятием. Одних только самодельных русскоязычных путеводителей в сети десятки, а иностранных — сотни и тысячи. Их качество, безусловно, очень разное, но у такого рода записей есть одно достоинство — это заметки, передающие личный опыт и личное свидетельствование.
Сертификат La Compostela «не имеет ничего общего с туристическими дипломами типа был на мысе Рока или покатался на воздушном шаре»
Многие путешественники наткнулись на описание различных маршрутов случайно и обнаружили, что такое путешествие не является чем‑то обычным и повсеместным, это их и привлекло. Когда‑то, заканчивая факультет музеологии РГГУ, я писала дипломную работу «Сценарная концепция экспозиции музея паломничества», где посетителю предлагалось из первого блока экспозиции «Сборы в дорогу» пройти ко второй экспозиционной части «Дорога» сквозь «Одежды пилигрима», таким образом, символически облекаясь в эти одежды и примеряя на себя образ паломника. В этом смысле решение совершить «перегринацию», как говорили в давние времена, носит примерно тот же символический характер с существенным, правда, отличием — путешествие-паломничество происходит в реальном времени и пространстве, а главный «поворот» состоит в принятии на себя всех необходимых обязательств, включая получение паспорта паломника (credencial) в начале пути и свидетельства о совершении паломничества после его окончания (La Compostela — документ, подтверждающий прохождение определённого участка паломнического пути и завершение его в городе Сантьяго‑де-Компостела). При этом, как пишет один из блогеров, «этот документ не имеет ничего общего с туристическими дипломами типа был на мысе Рока или покатался на воздушном шаре. Это более личное и драгоценное, потому что имеет отношение к личному, внутреннему каждого» (блогер alla-kot). И дело тут не только в личном опыте, но и в принадлежности к великой паломнической традиции, пережившей столетия.
Второй аспект, обеспечивающий безусловную привлекательность этого маршрута, — его относительная дешевизна, поскольку основные траты приходятся на перелёт / переезд до начальной точки маршрута и обратно из Сантьяго, а между этими пунктами путешественник, получивший свой credencial, имеет право останавливаться за небольшое пожертвование в приютах (аlbergue) либо в недорогих муниципальных хостелах для паломников, брать в кафе «меню пилигрима» или готовить пищу самостоятельно.
И наконец, третий аспект связан с формой самого путешествия. Получая паспорт паломника, путешественник принимает на себя обязательство пройти либо проехать верхом дорогами паломников не менее ста километров, в модернизированном варианте путешествия на велосипедах — не менее двухсот, проставлять ежедневно в своём документе не менее двух печатей в различных населённых пунктах, лежащих на его пути, и, самое главное, — совершить это путешествие в религиозных целях или имея сходную мотивацию (например, по обету). Могу предположить, что мотивация как раз сохраняется. Не обязательно религиозная, но для большинства паломников это глубоко личное взаимодействие с духовной сферой — так, как её понимает каждый из участников движения. Об этом же пишут и блогеры — они идут за утешением, успокоением, хотя в публичных дневниках такие аспекты, как правило, не выносятся на первый план, а просматриваются между строк.
Люди вырываются из городов и повседневности, чтобы пройти «звёздной дорогой», побывать на краю земли, на мысе Финистерре, в самой западной точке Галисии, и, насладившись видом на Атлантический океан, идти дальше новыми путями.