Современное искусство

,

Москва

,

Галереи

Прямая речь: Катя Бочавар

Куратор, художник и куратор двух галерей ГРАУНД Песчаная и ГРАУНД Ходынка, Катя Бочавар теперь стала руководителем еще и Solyanka VPA. Она рассказала «Искусству», как планирует совмещать работу во всех трех арт-пространствах и что в них будет происходить.

Катя Бочавар
Как получилось, что именно Вы стали новым директором галереи на Солянке?

Только что прошедший 2018 год оказался для меня очень богатым на события. Однако, возвращаясь назад, так получилось, что Солянка, — это первый проект, с которым я познакомилась в Москве после долгого отсутствия. Тогда я жила в Нью-Йорке, и именно там встретилась с Фёдором Павловым-Андреевичем, он как раз меня и перетянул обратно в российскую столицу. Я приехала в Москву для участия в выставке на Солянке в 2005 году, но постепенно, в течение нескольких лет, проекты, один интереснее другого, просто перестали меня отпускать. Их стало так много, что уже не оставалось времени куда-либо отлучаться, и я опять поселилась в Москве. Но началось все именно с «Солянки». Тогда в 2005 году Фёдор мне предложил поучаствовать в выставке «Here [There]» — о Москве и Нью-Йорке, куда были приглашены американские художники и среди них я. На выставке была показана моя работа «Ghetto Chic» — золотой кадиллак, весь в лепнине, который как бы выезжал из стены на зрителей. Тогда Фёдор предложил мне не просто выставить работу, но и курировать всю выставку целиком, а для меня тогда все это было непонятным, непредставимым и невозможным. Поэтому проект курировал другой художник, моя подруга, которой настолько это не понравилось, что никогда больше она кураторством не занималась. Я же — наоборот, стала куратором. И с тех пор очень много работала с Федей, вместе мы сделали около шести спектаклей, я занималась выставками на Солянке, правда в последнее время гораздо меньше, потому что у меня появились две собственные галереи. Но история отношений с этим пространством у меня долгая. Я знаю его как свои пять пальцев. Вопрос Феди, не хочу ли я стать директором вместо него застал меня в расплох. Не могу сказать, что я сразу согласилась, надо было все это осознать. А тут еще конец года, куча всяких дел… И все произошло настолько быстро, в том числе моё утверждение у Кибовского, что я и глазом не успела моргнуть.

И с чего вы начали?

Самым важным для меня первым шагом стал поиск исполнительного директора. Директора ведь бывают разные, я скорее куратор и идеолог. В каждом деле должен быть визионер, который смотрит в будущее, но должен быть и человек, который помогает это будущее воплощать. Конечно, я не прячусь от административных задач и рутинных дел, но важно, что у меня есть зам — Саша Малеева, не только очень сильный администратор, но в великая труженица, влюбленная в искусство. Хоть она очень молода, мы уже реализовали вместе много проектов, в том числе, она руководила процессами на площадке Манежа на выставке «Здесь и сейчас!».

Фото выставки «Здесь и Сейчас», Манеж, август 2018
Вы планируете пока совмещать работу в галерее на Солянке и в ГРАУНДе?

Да и не только пока. Я надеюсь, что и дальше так будет. Как и ГРАУНД, Солянка, это кросс-дисциплинарное пространство. В этом они очень похожи.

А в чём же принципиальное различие?

ГРАУНД — это своего рода «фабрика-кухня», галерея очень широкого ракурса, которая развернута во всем стороны сразу. Правда у каждого филиала есть своё направление. Например, Песчаная больше занимается студенческими проектами, и на данный момент это единственная галерея в Москве, которая планирует выставлять в основном студентов. Ходынка с самого начала была обращена в сторону саунд-арта и перформанса. Более того, там родилось целое направление — ХМАТ (Художественный междисциплинарный антитеатр), представляющие выставки-спектакли.

На ГРАУНДе не выставляют уже готовый продукт, это галереи, где продукт искусства создаётся. Они с самого начала придуманы так, чтобы художники, танцоры, музыканты, люди разных творческих профессий встречались там, объединялись и придумывали что-то новое. И для меня самое интересное.

А какое направление будет теперь у Солянки? Есть ли уже планы?

Пока говорить ещё очень рано, я же только неделю назад вступила в должность директора, но какие-то планы на год у меня есть. Например, мы надеемся сделать косметический ремонт. Конечно, есть уже предварительное расписание мероприятий, составленное предыдущей администрацией. Что-то из этого мы будем осуществлять, во что-то внесем коррективы. Проектов точно будет гораздо больше, чем сейчас запланировано. Это мой стиль работы — делать всего очень-очень много.

Общая стратегия заключается в том, чтобы повернуть галерею, которая находится в центре города, лицом к гораздо большему числу зрителей. Для этого её интересы должны быть гораздо более широкими. Мне хотелось бы создать здесь детский центр, запустить параллельные программы с перформансами, концертами и кинопоказами. Здесь есть прекрасный для этого зал, осталось его только оборудовать. Кроме того, хочется, чтобы внизу нас встречало пусть маленькое, но кафе и книжный магазин. В неиспользуемом сейчас, полукруглом стеклянном балконе на втором этаже хотим организовать коворкинг с творческим направлением. Конечно, мне интересно придумать то, чего не было до меня, например, оборудовать зал двумя сценами — условно театральной и эстрадной, и чтобы там был рояль, которым можно постоянно пользоваться.

А как насчет выставок?

Выставки конечно же останутся основным фокусом, как в любой галерее. Безусловно, мы будем поддерживать уже разработанные здесь направления. В первую очередь, потому что Солянка широко известна своими перформансами, показами видеоарта и анимации. И мы обязательно продолжим ежегодные анимационные фестивали, возможно, одно из направление детского центра как раз и будет анимационным. И хотелось бы, что бы все три мои галереи взаимодействовали.

Вы планируете сделать единую выставочную программу?

Это просто неизбежно. Все три галереи находятся в моем творческом, едином ментальном пространстве, которое невозможно жестко разделить. К тому же Солянка, Песчаная, и Ходынка — все районные залы, об этом говорят даже сами название. Исторически Солянка не вошла в Объединение выставочных залов Москвы, но это галерея того же круга и задач. Она тоже находится на первом этаже жилого дома, так что в какой-то степени, я всё равно осталась в кругу районных галерей.

В какой-то момент Департамент культуры решил развивать эти галереи, но вскоре оказалось, что от директоров требуется подготовить очень много выставок, а бюджет на них практически не выделяется, многие не выдержали и ушли. Как же справляетесь вы?

Почему я не ушла? Я — художник и куратор, и с появлением галерей у меня появилось пространство для постоянного эксперимента. Я могу там реализовать очень много идей, и очень быстро. Ну, и как вам скажет любой художник, новые идеи часто рождаются именно из-за ограничений. Хотя, порой, эти ограничения зачеркивают что-то, что ты хочешь сделать. Но никто и не говорит, что это будет легко.

Мы придумали много способов выходить из положения. Например, я себя считаю пионером и пропагандистом идеи recycle в выставочном деле. Если вы придете на Песчаную или Ходынку, я смогу вам про каждую вещь рассказать, откуда она у нас появилась. Подаренная техника, отданные нам стулья и столы. И мне это нравится! Мне звонят и говорят: Мы демонтируем выставку и осталась краска. Или: Разбираем стены, тебе фанера не нужна? Это же круто! В противном случае, все это было бы просто выброшено! А мы используем эти материалы для создания новых выставок. Это стоящее и интересное дело и очень творческое, кстати.

Мы научились делать выставки с очень низким бюджетом. Меня печалит только то, что художникам мы либо не платим совсем, либо платим очень мало, потому что у нас просто нет возможности заплатить за их работу. Зато мы даём художникам возможность реализовать свои мечты. Это первый вопрос, который я задаю каждому, кого приглашаю сделать выставку: Какая у тебя мечта? Например, Марина Алексеева ответила, что уже давно хотела сделать диораму. И пожалуйста! Будем делать диораму! Правда денег у нас немного, но мы находим на улице выброшенную искусственную траву, копаем песок на стройке — и создаем совершенно роскошную диораму практически из ничего, и, как ни странно, в этом тоже есть своё удовольствие.

Вторая причина, почему я не хочу уходить из Ходынки и Песчаной, и надеюсь, что в ближайшее время меня ничто не заставит это сделать, — это польза, которую эти пространства несут в себе для Москвы. Если бы не эти площадки, огромное число проектов просто не смогли бы развиваться. Например, у нас на Ходынке находится единственная в России постоянно действующая саунд-арт студия. А четыре года назад мы делали выставку «Визуальные партитуры» вместе с ГЦСИ, и тогда я придумала, чтобы любой желающий мог просто за цену входного билета прийти порисовать движущуюся фигуру. Постоянные резиденты ГРАУНДа «Poema Theatre» приняли в проекте участие, им интересно, чтобы их танец зарисовывали. И мне хотелось потом, когда выставка кончится, собрать все получившиеся рисунки в одну книгу, чтобы получилась своего рода «партитура медленного танца». Выставка закрылась, а образовавшийся клуб рисовальщиков существует уже четыре года. Это одно из немногих мест в мире, где рисуют именно движущегося человека, а не замершую на месте модель — совершенно разные практики. Началось с одного, а сейчас планируется сделать три занятия в неделю. Так что всегда существуют способы делать своё дело хорошо, пусть даже с ограниченными возможностями.

Какие у вас отношения с Департаментом Культуры? Фёдор ведь писал, что именно из-за разногласий с ними он уходит.

С Департаментом культуры получилось очень забавно. Я поэтому и говорю, что 2018-ый стал годом удивительных поворотов в моей профессиональной судьбе. Совершенно неожиданно мне предложили сделать выставку «Здесь и сейчас!», и это было очень странно, поскольку я не вхожу в круг художников и кураторов, которые работают с Департаментом культуры напрямую. А выставка была огромной: 60 миллионов рублей, 7 тысяч квадратных метров, мобильное приложение с аудио экскурсией на двух языках, газета, школа экскурсоводов — и всё за два с половиной месяца. В экспозицию вошло 23 проекта плюс огромная событийная программа. В первый раз Департамент дал денег на целую выставку и инициировал, а не просто поддержал её. Было ужасно интересно работать, и мне удалось сделать большинство из того, что было задумано, на что мне хватило сил, времени и ума. У нас было слишком мало времени на рекламу, и тем не менее, в первые дни приходило по семьсот-девятьсот человек в день, а в последние даже по две с половиной тысячи, хотя выставка была очень короткой, всего двадцать дней. И, на мой взгляд, выставка развеяла миф, что современное искусство неинтересно людям и понятно только элитной прослойке.

И, если бы не эта выставка, когда Федя пришёл в Департамент Культуры с моей кандидатурой на пост директора Солянки, может ничего бы и не получилось. Тут, одно за другое зацепилось, буквально как и всё, что в жизни случается.

Вся эта история показывает, что всем уже ясно, современное искусство нельзя сбросить со счетов. Нельзя просто сказать, что его нет, закрыть глаза и отвернуться… Значит, надо с ним коммуницировать. Девять лет Федор Павлов-Андреевич успешно развивал современное искусство здесь, на Солянке, и мы будем продолжать это делать. И, как и раньше, здесь будут выставляться, как отечественные, так и иностранные проекты. Хотя я и тяготею к работе с местными художниками и кураторами, и мне кажется важным развивать именно локальную среду, но здесь центр города, и именно здесь будет интересно увидеть проекты отечественных авторов вместе с работами художников со всего мира. Не отделяться, а отождествлять себя со всем миром.

Катя Бочавар и Фёдор Павлов-Андреевич