Прямая речь: Катя Бочавар
Куратор, художник и куратор двух галерей ГРАУНД Песчаная и ГРАУНД Ходынка, Катя Бочавар теперь стала руководителем еще и Solyanka VPA. Она рассказала «Искусству», как планирует совмещать работу во всех трех арт-пространствах и что в них будет происходить.
Только что прошедший 2018 год оказался для меня очень богатым на события. Однако, возвращаясь назад, так получилось, что Солянка, — это первый проект, с которым я познакомилась в Москве после долгого отсутствия. Тогда я жила в Нью-Йорке, и именно там встретилась с Фёдором Павловым-Андреевичем, он как раз меня и перетянул обратно в российскую столицу. Я приехала в Москву для участия в выставке на Солянке в 2005 году, но постепенно, в течение нескольких лет, проекты, один интереснее другого, просто перестали меня отпускать. Их стало так много, что уже не оставалось времени куда-либо отлучаться, и я опять поселилась в Москве. Но началось все именно с «Солянки». Тогда в 2005 году Фёдор мне предложил поучаствовать в выставке «Here [There]» — о Москве и Нью-Йорке, куда были приглашены американские художники и среди них я. На выставке была показана моя работа «Ghetto Chic» — золотой кадиллак, весь в лепнине, который как бы выезжал из стены на зрителей. Тогда Фёдор предложил мне не просто выставить работу, но и курировать всю выставку целиком, а для меня тогда все это было непонятным, непредставимым и невозможным. Поэтому проект курировал другой художник, моя подруга, которой настолько это не понравилось, что никогда больше она кураторством не занималась. Я же — наоборот, стала куратором. И с тех пор очень много работала с Федей, вместе мы сделали около шести спектаклей, я занималась выставками на Солянке, правда в последнее время гораздо меньше, потому что у меня появились две собственные галереи. Но история отношений с этим пространством у меня долгая. Я знаю его как свои пять пальцев. Вопрос Феди, не хочу ли я стать директором вместо него застал меня в расплох. Не могу сказать, что я сразу согласилась, надо было все это осознать. А тут еще конец года, куча всяких дел… И все произошло настолько быстро, в том числе моё утверждение у Кибовского, что я и глазом не успела моргнуть.
Самым важным для меня первым шагом стал поиск исполнительного директора. Директора ведь бывают разные, я скорее куратор и идеолог. В каждом деле должен быть визионер, который смотрит в будущее, но должен быть и человек, который помогает это будущее воплощать. Конечно, я не прячусь от административных задач и рутинных дел, но важно, что у меня есть зам — Саша Малеева, не только очень сильный администратор, но в великая труженица, влюбленная в искусство. Хоть она очень молода, мы уже реализовали вместе много проектов, в том числе, она руководила процессами на площадке Манежа на выставке «Здесь и сейчас!».

Да и не только пока. Я надеюсь, что и дальше так будет. Как и ГРАУНД, Солянка, это кросс-дисциплинарное пространство. В этом они очень похожи.
ГРАУНД — это своего рода «фабрика-кухня», галерея очень широкого ракурса, которая развернута во всем стороны сразу. Правда у каждого филиала есть своё направление. Например, Песчаная больше занимается студенческими проектами, и на данный момент это единственная галерея в Москве, которая планирует выставлять в основном студентов. Ходынка с самого начала была обращена в сторону саунд-арта и перформанса. Более того, там родилось целое направление — ХМАТ (Художественный междисциплинарный антитеатр), представляющие выставки-спектакли.
На ГРАУНДе не выставляют уже готовый продукт, это галереи, где продукт искусства создаётся. Они с самого начала придуманы так, чтобы художники, танцоры, музыканты, люди разных творческих профессий встречались там, объединялись и придумывали что-то новое. И для меня самое интересное.
Пока говорить ещё очень рано, я же только неделю назад вступила в должность директора, но какие-то планы на год у меня есть. Например, мы надеемся сделать косметический ремонт. Конечно, есть уже предварительное расписание мероприятий, составленное предыдущей администрацией. Что-то из этого мы будем осуществлять, во что-то внесем коррективы. Проектов точно будет гораздо больше, чем сейчас запланировано. Это мой стиль работы — делать всего очень-очень много.
Общая стратегия заключается в том, чтобы повернуть галерею, которая находится в центре города, лицом к гораздо большему числу зрителей. Для этого её интересы должны быть гораздо более широкими. Мне хотелось бы создать здесь детский центр, запустить параллельные программы с перформансами, концертами и кинопоказами. Здесь есть прекрасный для этого зал, осталось его только оборудовать. Кроме того, хочется, чтобы внизу нас встречало пусть маленькое, но кафе и книжный магазин. В неиспользуемом сейчас, полукруглом стеклянном балконе на втором этаже хотим организовать коворкинг с творческим направлением. Конечно, мне интересно придумать то, чего не было до меня, например, оборудовать зал двумя сценами — условно театральной и эстрадной, и чтобы там был рояль, которым можно постоянно пользоваться.
Выставки конечно же останутся основным фокусом, как в любой галерее. Безусловно, мы будем поддерживать уже разработанные здесь направления. В первую очередь, потому что Солянка широко известна своими перформансами, показами видеоарта и анимации. И мы обязательно продолжим ежегодные анимационные фестивали, возможно, одно из направление детского центра как раз и будет анимационным. И хотелось бы, что бы все три мои галереи взаимодействовали.
Это просто неизбежно. Все три галереи находятся в моем творческом, едином ментальном пространстве, которое невозможно жестко разделить. К тому же Солянка, Песчаная, и Ходынка — все районные залы, об этом говорят даже сами название. Исторически Солянка не вошла в Объединение выставочных залов Москвы, но это галерея того же круга и задач. Она тоже находится на первом этаже жилого дома, так что в какой-то степени, я всё равно осталась в кругу районных галерей.
Почему я не ушла? Я — художник и куратор, и с появлением галерей у меня появилось пространство для постоянного эксперимента. Я могу там реализовать очень много идей, и очень быстро. Ну, и как вам скажет любой художник, новые идеи часто рождаются именно из-за ограничений. Хотя, порой, эти ограничения зачеркивают что-то, что ты хочешь сделать. Но никто и не говорит, что это будет легко.
Мы придумали много способов выходить из положения. Например, я себя считаю пионером и пропагандистом идеи recycle в выставочном деле. Если вы придете на Песчаную или Ходынку, я смогу вам про каждую вещь рассказать, откуда она у нас появилась. Подаренная техника, отданные нам стулья и столы. И мне это нравится! Мне звонят и говорят: Мы демонтируем выставку и осталась краска. Или: Разбираем стены, тебе фанера не нужна? Это же круто! В противном случае, все это было бы просто выброшено! А мы используем эти материалы для создания новых выставок. Это стоящее и интересное дело и очень творческое, кстати.
Мы научились делать выставки с очень низким бюджетом. Меня печалит только то, что художникам мы либо не платим совсем, либо платим очень мало, потому что у нас просто нет возможности заплатить за их работу. Зато мы даём художникам возможность реализовать свои мечты. Это первый вопрос, который я задаю каждому, кого приглашаю сделать выставку: Какая у тебя мечта? Например, Марина Алексеева ответила, что уже давно хотела сделать диораму. И пожалуйста! Будем делать диораму! Правда денег у нас немного, но мы находим на улице выброшенную искусственную траву, копаем песок на стройке — и создаем совершенно роскошную диораму практически из ничего, и, как ни странно, в этом тоже есть своё удовольствие.
Вторая причина, почему я не хочу уходить из Ходынки и Песчаной, и надеюсь, что в ближайшее время меня ничто не заставит это сделать, — это польза, которую эти пространства несут в себе для Москвы. Если бы не эти площадки, огромное число проектов просто не смогли бы развиваться. Например, у нас на Ходынке находится единственная в России постоянно действующая саунд-арт студия. А четыре года назад мы делали выставку «Визуальные партитуры» вместе с ГЦСИ, и тогда я придумала, чтобы любой желающий мог просто за цену входного билета прийти порисовать движущуюся фигуру. Постоянные резиденты ГРАУНДа «Poema Theatre» приняли в проекте участие, им интересно, чтобы их танец зарисовывали. И мне хотелось потом, когда выставка кончится, собрать все получившиеся рисунки в одну книгу, чтобы получилась своего рода «партитура медленного танца». Выставка закрылась, а образовавшийся клуб рисовальщиков существует уже четыре года. Это одно из немногих мест в мире, где рисуют именно движущегося человека, а не замершую на месте модель — совершенно разные практики. Началось с одного, а сейчас планируется сделать три занятия в неделю. Так что всегда существуют способы делать своё дело хорошо, пусть даже с ограниченными возможностями.
С Департаментом культуры получилось очень забавно. Я поэтому и говорю, что 2018-ый стал годом удивительных поворотов в моей профессиональной судьбе. Совершенно неожиданно мне предложили сделать выставку «Здесь и сейчас!», и это было очень странно, поскольку я не вхожу в круг художников и кураторов, которые работают с Департаментом культуры напрямую. А выставка была огромной: 60 миллионов рублей, 7 тысяч квадратных метров, мобильное приложение с аудио экскурсией на двух языках, газета, школа экскурсоводов — и всё за два с половиной месяца. В экспозицию вошло 23 проекта плюс огромная событийная программа. В первый раз Департамент дал денег на целую выставку и инициировал, а не просто поддержал её. Было ужасно интересно работать, и мне удалось сделать большинство из того, что было задумано, на что мне хватило сил, времени и ума. У нас было слишком мало времени на рекламу, и тем не менее, в первые дни приходило по семьсот-девятьсот человек в день, а в последние даже по две с половиной тысячи, хотя выставка была очень короткой, всего двадцать дней. И, на мой взгляд, выставка развеяла миф, что современное искусство неинтересно людям и понятно только элитной прослойке.
И, если бы не эта выставка, когда Федя пришёл в Департамент Культуры с моей кандидатурой на пост директора Солянки, может ничего бы и не получилось. Тут, одно за другое зацепилось, буквально как и всё, что в жизни случается.
Вся эта история показывает, что всем уже ясно, современное искусство нельзя сбросить со счетов. Нельзя просто сказать, что его нет, закрыть глаза и отвернуться… Значит, надо с ним коммуницировать. Девять лет Федор Павлов-Андреевич успешно развивал современное искусство здесь, на Солянке, и мы будем продолжать это делать. И, как и раньше, здесь будут выставляться, как отечественные, так и иностранные проекты. Хотя я и тяготею к работе с местными художниками и кураторами, и мне кажется важным развивать именно локальную среду, но здесь центр города, и именно здесь будет интересно увидеть проекты отечественных авторов вместе с работами художников со всего мира. Не отделяться, а отождествлять себя со всем миром.