Мастерские

,

Мастер-классы

,

Open call

Пространство «Своды» фонда V-A-C

У ГЭС-2 фонда V-A-C есть еще одно пространство — «Своды». Его еще на этапе реконструкции основного здания приглядел архитектор Ренцо Пьяно и решил, что бывшие алкогольные склады из старинных, маркированных печатями кирпичей, нужно восстанавливать. Сейчас это пространство художественных мастерских, для которых фонд закупил самое современное оборудование, причем намеренно — чтобы такого больше нигде в России не было. С прошлого года художники, дизайнеры, музыканты, режиссеры, керамисты могли подавать заявки на грантовые программы. Первая — ColLab — на полгода: десять победителей получают деньги на реализацию своих проектов и возможность пользоваться любым оборудованием мастерских, например, один из участников хотел сделать прототип кресла из дуба, прежде чем запускать тираж, другой — использовал роборуку, чтобы снять фильм о взаимоотношениях человека и машин, причём так чтобы машина была и оператором и важным персонажем. Вторая программа — «Клуб друзей» — рассчитана на кратковременное сотрудничество: победители могут пользоваться всем оборудованием в течение месяца, но материалы покупают сами. Во всех случаях руководители мастерских учат работать, например, на жаккардовом станке, печатать вручную фотографии 1.8 × 3 метра или драконов на 3D-принтерах. Мы публикуем этот материал не только для того, чтобы пригласить художников участвовать — хотя это отличная возможность освоить что-то новое, но и потому, что сейчас V-A-C решил сделать свои мастерские более доступными для публики. Они запустили туры по мастерским (бесплатные) и мастер-классы, например, по керамике (платные, но записаться туда проще). Для журналистов тоже провели экскурсию, и мы делимся фотографиями увиденного.

Столярная мастерская. Здесь стоят фрезерные станки с ЧПУ, которые делают фрезерование и гравирование изделий в 2D и 3D, они раза в три больше, чем в Москве есть в открытом доступе. На них можно обрабатывать лист 1.5 × 2 метра.

Роборуку видно через окно снаружи, и выглядит она весьма эффектно. Для неё можно придумать и разработать любые насадки, но пока её использовали в качестве штатива для съемок на 360 градусов. Во-первых, потому что у неё больше возможностей, чем у человеческих рук, а во-вторых, потому что фильм был про то, как роботы взаимодействуют с людьми.

Руководитель Центра художественного производства «Своды» Людмила Фрост

А это текстильная мастерская с ткацкими станками — ручным и ножным, где можно ткать любые геометрические формы. Рядом стоит жаккардовый станок — с его помощью можно переложить на ткань любой рисунок почти с фотографической точностью, правда заправка станка занимает порядка месяца, поскольку в каждом сантиметре по 24 нитки. На этом станке художница создавала ткани, обращая в нитки информацию о биохимических соединениях, другой — сделал слепок звука ГЭС-2 и он тоже перекладывал его на жаккард.

Принтеры 3D-печати. Драконы — те самые, китайские из множества частичек, но их не пришлось печатать отдельно, а потом собирать, драконы так и были напечатаны целиком.

Здесь занимаются шелкографией, эту технику придумали японцы, а популяризовал Энди Уорхол. Конечно, все то же самое можно легко и быстро напечатать цифровым способом, а можно — долго и руками, и почему-то многим художникам этот способ нравится гораздо больше.

В фотолаборатории упор сделан на аналоговую печать. Проявочная и печатаная машина делалась под заказ, на ней можно печатать снимки 1.8 × 3 метра. Как и везде в «Сводах», цель состояла в том, чтобы добыть такое оборудование, какого нигде больше нет, например, другая подобная проявочная машина стоит разве что в Дюссельдорфе. А вот фотоувеличитель старый, с развитием цифровой печати подобные сняли с производства, поэтому фонд выкупал раритет у частного коллекционера.

В студии звукозаписи можно разместить оркестр из тридцати человек, ну, или одну Чулпан Хаматову, которая тут записывала аудиогид по ГЭС-2.

Центр художественного производства «Своды»
Болотная набережная, 15