Современное искусство

Про «Инновацию» — 2019

Национальная премия в области современного искусства в этом году была вручена в Нижнем Новгороде, и, судя по всему, переехала туда окончательно. Мы публикуем свои комментарии о том, как все прошло.

Вручение премии «Инновация» за вклад в искусство Леониду Бажанову

1. На наш взгляд, призы были вручены именно тем, кто их заслуживал. «Лучшим проектом» был назван хореографический перформанс «Страсти по Мартену» режиссера Анны Абалихиной и художницы Ксении Перетрухиной, который состоялся в городе Выкса. В июне прошлого года там последний раз в России были запущены Мартеновские плавильные печи: много лет на них проработавшие люди символически прощались с промышленными гигантами и одновременно — со своей прежней жизнью. Лучшими молодыми художниками были выбраны новгородцы Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов, и не для того, чтобы сделать реверанс принимающей стороне, просто их проект — воссоздание коллективных читок стихов, бывшее популярным в начале ХХ века и в годы революции — был объективно самым ярким из «новой генерации». Художником года стал Владимир Селезнёв, в тёмной комнате на выставке была представлена его инсталляция — макет города с высотками и светящимися в вечерней мгле окнами, когда же включался свет, оказывалось, что объект составлен только лишь из пластиковых бутылок и картонных коробок из-под сока — обычного городского мусора.

2. Инсталляция Селезнёва оказалась самой эффектной на выставке номинантов не только благодаря своим художественным достоинствам, но и потому, что большинство остальных проектов представлены не самими работами и даже не документацией, а схематичными рисунками молодых нижегородских художников. Картинки иронически представляют номинантов, тут же помещены краткие и вполне внятные описания. Куратор Алиса Савицкая сообщила, что ориентировалась не на арт-сообщество, а на местную публику, которая завтра пойдет на выставку и которой нужно предложить что-то привлекательное и понятное. Впрочем, не факт, что по схематичным рисункам жителям, действительно, легко будет понять, о чём речь, и должным образом восхититься.

Представление номинантов на выставке премии «Инновация»

3. Номинации в этом году совершенно перемешались: претенденты на звание художника года помолодели и сравнялись с «новой генерацией», отличить их можно разве что по степени известности и количеству персональных выставок; а в «основных» номинациях оказалось много региональных проектов.

4. Церемония вручения премии на Стрелке прошла под проливным дождем, хотя в павильоне и была крыша, музыкантам новгородской филармонии пришлось кутаться в куртки и пуховики. То, как они прятали свои скрипки и виолончели в пледы, чтобы те не испортились от влажности, стало самым трогательным моментом премии. Губернатор области извинился, что не обеспечил красивого заката, но предположил, что современное искусство всегда преодолевало трудности и это тоже они.

5. Самый яркий момент церемонии — присуждение приза за вклад в современное искусство Леониду Бажанову. Остальных лауреатов на сцену не пригласили, но Владимир Толстой, вручавший премию, предложил своему призеру-таки подняться и произнести несколько слов. Леонид Бажанов сказал, что его награда принадлежит всем директорам и сотрудникам ГЦСИ, которые много лет занимались организацией «Инновации», что надеется, современное искусство в России не сейчас, но когда-нибудь будет поддержано и принято и людьми, и государством.

Представление номинантов на выставке премии «Инновация»

6. Параллельно программе «Инновации» в Нижнем Новгороде открылся и еще один неожиданный проект — инсталляция Артема Филатова и Алексея Корси в местном, единственном на всю область крематории. Во внутреннем дворе здания художники разбили садик, где звучит похожая на католическую литургию музыка: на медицинской латыни исполнительница пропевает названия органов человеческого тела в том порядке, в котором они сгорают. Растения в садике местные жители со временем смогут сажать самостоятельно в память об ушедших: вынужденные балансировать между светским и сакральным содержанием, художники вспомнили историю европейских экокладбищ, где умершие люди превращаются в деревья, и их родные ухаживают не за оградой и памятником, а за живым и символическим продолжением своих близких. Художники получили очень много заявок и по этому признаку уже могут считать свой проект «Сад имени» успешным.

Полные итоги премии, приз получили:

  • В номинации «Проект года»: Анна Абалихина. «Страсти по Мартену»;
  • В номинации «Куратор года»: Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева. «Ткань процветания»;
  • В номинации «Художник года»: Владимир Селезнев. «Иногда кратчайший путь — самый длинный»;
  • В номинации «Новая генерация»: Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов. «Пролетайте и соединяйтесь»;
  • В номинации «Региональный проект»: Елена Ищенко, Денис Яковлев. «Суперобложка» (Краснодар);
  • В номинации «Образовательный проект»: Яна Гапоненко. «Владивостокская школа современного искусства».
  • В номинации «Книга года»: работа Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса».