Пражское лето
Пражская биеннале — самая молодая из европейских фестивалей современного искусства, проводится впервые. У нее пока нет истории, традиций, поля для каких бы то ни было сравнений. И живой репортаж представляется более уместным, нежели аналитический обзор. С места событий - участник группы «Escape», художник Валерий Айзенберг
Амбиции
Последние тридцать лет историки искусства и критики активно обсуждают проблему центра и периферии. Такие дискуссии — симптом кардинальных изменений в культуре. Дебаты по поводу отношений между центром и периферией на XXVI Конгрессе историков искусства в Вашингтоне в 1986 году показали, что места, ранее не влиявшие на интернациональные культурные процессы, сейчас имеют шанс стать художественными центрами. Сегодня не то, чтобы все прежние центры превращаются в периферию, а периферии — в центры, но различия между ними становятся менее заметными. Раскручиванием ранее скромных выставочных площадок нередко занимаются авторитетные и амбициозные кураторы.
26 июня открылась Первая Пражская биеннале. Организаторы — Джанкарло Полити, издатель влиятельного «Флэш Арта», Хелена Контова, редактор того же журнала, Милан Книжак и Томас Власек, директора Национальной галереи в Праге, — считают ее главным художественным событием 2003 года в Центральной Европе. В некотором смысле эта биеннале родственна той, что два года назад проходила в Тиране. Во-первых, обе инициированы одними и теми же людьми; во-вторых, имеют близкую тематику. Пражская биеннале, имеющая под заголовок «Периферии становятся центром», структурно напоминает книгу из 28 глав: что ни «глава», то кураторский проект.
Главный ее идеолог Джанкарло Полити убежден, что это новое выражение идеи, которая была главной в его более чем тридцатилетней деятельности, то есть интерпретация современного искусства через сотрудничество различных культур. Биеннале он видит как свое образный выпуск «Флэш Арта». Полити всегда открыт глобальному мышлению и относится с глубоким уважением к местным культурам: он убеждён в невозможности прочтения и интерпретации современности под углом зрения одного человека. По его мнению, интерпретация возможна «…с помощью множества голосов и глаз, внимательно исследующих мир, подобный раскалённой магме, который будет другим завтра и отличающимся от сегодняшнего и вчерашнего».
Биеннале день за днем
Всего четыре дня было отпущено художникам из сорока стран на монтаж всей экспозиции.
День первый
Утро. Национальная галерея медленно заполняется художниками. Всего их должно быть двести пять десят. Вскоре становится ясно, что боксы для видеопроектов и места для остальных работ в большом зале не распределены. Художники суетятся. Начинается самозахват: приклеиваются стикеры со своими фамилиями, вновь пришедшие снимают стикеры и меняют на свои.
Конечно, никто и не думал строить отдельный бокс для нашего проекта «Квартет». Наш квартет Бетховена, Шостаковича будет звучать в ряду остальных. Неясно, где вход в зал и где выход. В результате мы захватили бокс, который оказался в самом конце зала.
На соседнем стенде я встретил художника из польской группы «Азоро». Их проекты похожи на наши «Синие носы». Они делают «дурацкие», шутовские фильмы, короче говоря, как могут, разоблачают стереотипы постмодернизма. Меня интересует, что у них.
— У вас какой проект? — Гамлет. — Со звуком, конечно? Звук сильный? — Не очень. — Прекрасно! Но и у нас со звуком, причём классическая музыка! Мы усмехнулись: приятно, когда есть взаимопонимание.
Встретилась Лавиния Гарули, арт критик и редактор каталога. Ей нравится наш «Квартет». «Лавиния, как ты думаешь, если у нас классическая музы ка, а рядом рок, какой будет результат?» «Будут две музыки вместе», — улыбается Лавиния.
К счастью, «Азоро» исчезли, и вместо них в соседнем боксе возникло видео с тихо ругающимися сестрами-близняшками (видеоинсталляция «Ты и я»
Я думаю, как нам выделиться. Бокс внутри надо красить в чёрный цвет, а фронтальную стену — в малиновый. Купили семь банок чёрной краски, две банки белой, флейц, валик и палкуудлинитель. Волонтёры Роза из Австралии и чех Ричард начали аккуратно красить бокс.
Куратор Катя Лазарева маленькая, у нее пружинистый шаг, глаза внимательные и задумчивое лицо. На ней большая ответственность. Нужно решить организационные вопросы и найти места для всех русских проектов: для Лены Ковылиной, Лизы Морозовой, Антона Литвина, Гоши Первова и Андрея Устинова. Из русских в других кураторских проектах участвуют ещё «Радеки».
Вокруг много китайцев. Янг Фу Донг, Чен Лин Янг, Ли Вэй, Вонг Хин Вэй, Хан Янг, Янг Чен Сонг
День второй
В Национальной галерее ничего не изменилось. Художники слоняются из угла в угол. Полити всё время в окружении кураторов. Ничего точно не говорит. Видимо, всё решится само собой. По-итальянски?
Антон пытается найти место своему проекту «Аленький цветочек», для которого нужно построить конструкцию в виде большой замочной скважины. Однажды он попал в заброшенный цех завода ЗИЛ и обнаружил там единственный живой объект — красный цветок. Сторож завода среди мусора и металлолома построил в цеху теплицу, в которой вырастил цветок под лампой. Умиление перед объектом, в котором теплится жизнь на фоне разрухи, сразило художника. Организаторы не сделали большую замочную скважину, которая должна замыкать инсталляцию и раскрывать идею шаг за шагом.
Мы стали выпутываться.
— Когда нет большой замочной скважины, теплица и фотографии оказыва ются отдельными объектами, — говорит Антон.
— Современное искусство живо эффектом, парадоксом, фокусом, наконец. Если бы твои фотографии дроздами зависли над теплицей, как над элеватором, не чувствуя силы тяжести! Если бы твой цветок завис под лампой против всех законов гравитации! — разошёлся я, как всегда, стараясь сбить с толку. Это единственный способ выйти из ступора, когда что-нибудь придумываешь.
Я смотрю вправо за стеклянную стену, на которой с другой стороны клеит инсталляцию художник румын Дан Акостиуа, и думаю, что хорошо бы теплицей проткнуть эту стеклянную перегородку.
— А может, продлить парник за стеклянную перегородку? — говорит Антон.
— Румын не дастся. А вот эту стену можно, — отвечаю я.
Мы продолжаем рассматривать тридцать две фотографии постепенного приближения к цветку, лихорадочно при думывая, как связать их с теплицей. Катя Лазарева тоже включилась и говорила очень умно. Я ей об этом сказал. Она сде лала вид строгой учительницы, которой ученик говорит комплимент.
Роза закончила красить внутри наш бокс и стала забивать гвоздиками стену для инсталляции Федерико Петрелы. Художник из Милана пытается показать бесконечную подготовку перед развеской картинок. Роза и другой волонтёр из Амстердама, Кристин, три дня забивали гвозди.
Антону нужно выделить пол в теплице из окружающего серого, и он опять дал Розе задание покрасить «под землю» валяющийся вокруг картон. Я намешал краску из чёрной, белой и красной.
У нас мало площади, а в соседнем зале для видеопроектов выстроены пре красные боксы. Мы набросились на Катю. У Кати не дрогнул ни один мускул, она молча выслушала, развернулась на месте и пошла в соседний зал. Через десять минут радостно сообщила, что это специальные проекты.
Биеннале малобюджетная — всего сто тысяч евро. Все художники приехали на свои деньги, правда, была предоставлена гостиница с лёгким завтраком и на период монтажа талоны на лёгкий обед. Лишь на несколько специальных проектов были выделены деньги. Самый
большой - «Watch Your Step» итальянца Луки Ренто. Это огромный бокс, внутри которого абсолютный мрак. В первую минуту нащупываешь поверхность пола. Лёгкая потеря равновесия — пол усыпан толстым слоем мелких рапанов. На торцевой стене проекция: голая ступня идёт по такому же полу. Аудиотрек — хруст шагов. Неустойчиво, дискомфортно, красиво.
День третий
Рядом с Антоном — про ект «Искусство городской войны» Дже рона Лонглина из Суринама, которому тоже нужно пространство. Он стал с Антоном делить пол. За Лонглина вступа ется Полити. Антон показывает, где будет заканчиваться его инсталляция: «Вот, здесь!» И ставит ногу. «Вот здесь, и это не обсуждается!» — показывает Полити, сдвигает ногу Антона и ставит свою. «Почему?!» — возмущается Антон. «Ему нужно пространство. У него большой проект!» — «Почему, раз ему нужно, то… мне тоже нужно!» — «Резонно», — неожи данно заявляет Полити. Антон немного передвигает своей ногой ногу Полити назад и говорит: «Компромисс?».
За углом нашего бокса Лена Ковыли на прибивает фотографии берлинских домофонов. Затем подчёркивает на них красной краской восточноевропейские фамилии. В отличие от всех вокруг Лена не разговаривает, работает быстро и сосредоточенно.
— Ковылина боится, что её спутают с русскими художниками, — говорит Антон. — Но делает вид, что её волнует проблема самоидентификации, — добавляю я. Рядом Макс Илюхин монтирует четыре лайтбокса с фотографиями пожилых людей. Люди как люди, сами в себе. Смысловая несовместимость элементов компьютерного интерфейса — светящих ся квадратов боксов-дисплеев, курсоров, цифровых монстров и так далее с портретами должна показывать существование некой плёнки между современностью и прошлым. Только нарушив непроницаемую границу, только с помощью «Интервенции» (так называется серия) можно прорваться во внутренний мир позируемых. То есть, никогда.
День четвертый
Восемь утра. Звонок на мобильный - Лиза. Она приехала поездом и уже в гостинице. Спускаюсь вниз. Там же в холле сидят четыре «Радека». На биеннале их пригласил итальянец Марко Скотини. Им негде жить. Они на всё готовы. С ними верные подруги.
Монтаж в Галерее продолжается. Рядом с Максом — ряд фотографий Гоши Первова под общим названием «Творчество». Граффити анонимных авторов, аутсайдеров, которые когда-нибудь смогут стать авангардом, он называет рисунками, а рисунок — картинкой реальности.
Наконец, было найдено место для миниинсталляции Андрея Устинова «Изгнание из Рая». Ряд комиксов на вертикальном баннере, видеомонитор и разноцветные воздушные шарики. Для него навязчивый бренд «Макдональдса» — идеальный полигон для критики общества потребления.
Лиза едет за рокалом, с помощью которого она создаст на полу центр и периферию. Её проект называется «Мультикультурное шоу». Посетители, не подозревая, будут переходить из зоны в зону и находиться то в центре комнаты, то на её окраинах.
Иду вдоль зала. Рядом со мной с той же скоростью шагает Авдей Тер-Оганьян со свитой из «Радеков». Он очень естественно играет роль мэтра и, используя ненормативную лексику, разносит организацию биеннале и заодно «Радеков» за то, что они не подготовились должным образом.
День пятый
Вернисаж. Нужно вешать чёрную занавеску. Антон взял степлер у рабочих и оставил в залог часы. Затем мы тихо отрезали чёрную ткань у латиноамериканцев-архитекторов и одолжили лестницу у голландцев.
Лиза сомнамбулически продолжает искать своё место. Наконец нашла в комнате перед кафе. Конечно, нужно было выбрать площадку, где обязательно будут люди. Катя помогает ей клеить. Я говорил ей, что нужно клеить середину, но Лиза сделала наоборот. Видеокамеру ставить негде, переходных кабелей для подключения к монитору у неё нет. Но в Лизе всё уже перегорело.
К нашему боксу подъехала представительская «Шкода» и остановилась. Я сказал проходившей мимо Контовой, что это нонсенс. Она ответила, сама не веря, что уберут, но во время вернисажа это уже невозможно: «Шкода» — спонсор биеннале.
Так что же это за произведения современного искусства?
Вот! На полу стоит полиэтиленовый пакет с надписью «Dirk», из него торчит огурец. Время от времени пакет шевелится, огурец вращается и издает какие-то звуки. Смешно. Это работа чешского художника Кшиштофа Кинтеры. Он считает, что в визуальном искусстве можно делать всё, и применяет самые неожиданные материалы. Кроме говорящего пакета, в проекте участвует двенадцатиметровая пальма из алюминиевых банок.
— О! — кричит Антон. — И тут нонспектакулярное искусство, смотрите, из стены идёт дым!
— А, вон, по углам сверху на площадках стоят спецназовцы с автоматами. Чья то работа или настоящие солдаты? — спрашивает Лиза.
В центральном зале всё больше появляется людей в белых кипах. Я присматриваюсь и вижу, что, хотя вокруг много румын, итальянцев, латиноамериканцев, даже несколько негров, но много и тех, кого точно не отнесёшь к евреям. Да и носят они ритуальный головной убор слишком фривольно. Когда я увидел женщин в кипах, мне стало ясно, что это интерактивный перформанс. Художник Давид Ливер из Гавра раздаёт посетителям эти двусмысленные подарки. Смысл акции заключён в самой кипе, которая, с одной стороны, охраняет идентичность её носителя, а с другой, — указывает на опасность выбора. А также напоминает об истории города Праги.
По всему центральному залу разбросаны листовки «Радеков» с воззванием и компактные «взрывные устройства» с часовыми механизмами. Перед входом в Национальную галерею стоит их палатка. Над ней растянут красный лозунг с замазанным нечитаемым текстом. «Голодовка без требований» — название их перформанса. Павел Микитенко будет жить и голодать в палатке шесть дней.
На третьи сутки голодовки, ночью, кто-то сломал деревянную скульптуру у входа. Утром директор Галереи Милан Книжак вызвал полицию. «Радеков» допрашивали и обвиняли в диверсии, угрожая убрать палатку. Но в итоге всё решилось мирно.
Листовки, бомбы и голодовка вместе по смыслу противоречат друг другу. Голодающие забастовщики не могут совершать террористические акты. «Радеки» объяснили, что это два отдельных проекта.
Итоги
Очевидцы Венецианской и Пражской биеннале сходятся в едином мнении, что два этих художественных форума никак не отличаются по уровню проектов, а лишь количеством и масштабами работ, что доказывает печальную истину: актуальное искусство полностью зависит от вложенных в него средств. Другими словами, сила воздействия современного произведения искусства находится в прямой зависимости от его размеров.
Возникает желание закончить тем, с чего мы начали. Эпидемия Биеннале гуляет по миру и грозит захватить Москву. Ходят настойчивые слухи, что это может произойти в 2004 году. Чем закончится борьба амбиций организаторов всевозможных биеннале и местная борьба инициаторов устройства биеннале в Москве? Интересно, какую форму и масштаб примет эта болезнь в России?
Для кого делаются такие огромные выставки-монстры? Явно, не для людей. Невозможно потребить 250 блюд за один присест. Значит, только для себя, для того, чтобы выяснить, кто лучше, кто останется, кто… Искусство для искусства, для критиков и кураторов. А настоящее потребление состоится лет через пятьдесят, от силы двух произведений из двухсот пятидесяти.