Полина Стрельцова о юбилее ВХУТЕМАС
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) отмечали в прошлом году своё столетие, но все выставки, запланированные к круглой дате, по всем известной причине перенеслись на 2021 год. Большие выставки — это, в первую очередь, исследовательские проекты, и они становятся источником новых знаний и для зрителей, и для специалистов. Куратор «ВХУТЕМАС — 100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» Полина Стрельцова подводит в разговоре с «Искусством» итоги юбилея.

Когда я поняла, что мне предстоит работа над этим проектом, первое, о чём я подумала, — как же показать авангард и не повторять уже много раз сказанное? Дело в том, что одна из самых больших коллекций в нашем музее — это как раз архитектурная графика этого периода, очень яркого и насыщенного для отечественной архитектурной жизни десятилетия, связанного как раз с существованием ВХУТЕМАС. Больше того: у нас одна из самых обширных коллекций касается непосредственно ВХУТЕМАС, и мы каждый юбилей стараемся участвовать в праздновании и делаем выставочные проекты. Вот как их не повторить, что нового можно сказать?
Мы поняли, конечно, что ВХУТЕМАС — очень сложное явление, в нём сложно разобраться. Поэтому начали выставку с таймлайна, или хронографа, в котором поэтапно представили события внутри ВХУТЕМАС и за его пределами, архитектурный контекст, к которому ВХУТЕМАС имел непосредственное отношение. Дело в том, что вся эта архитектурная жизнь, весь этот мир был очень тесно переплетён — ученики наравне с педагогами участвовали в конкурсах, даже занимали призовые места, что, безусловно, говорит о качестве преподавания. Так же активно ВХУТЕМАС участвовал в международной жизни — получил множество наград и гран-при за новую систему образования на Международной выставке в Париже в 1925 году. И этим не заканчиваются достижения.
У нас есть интересный приём на выставке — посередине мы разместили подиум, на котором расставили своего рода «артефакты». Это, конечно, условное название: от каждой ВХУТЕМАСовской инновации мы взяли то, что было нового изобретено в конкретно этой институции, что нового было привнесено в художественную жизнь, педагогическую практику. А вокруг этого подиума — более детальное раскрытие тем. Мы описываем мастерские ведущих педагогов, у которых были самые многочисленные группы. Мы постарались показать очень важный для нас архитектурный момент — это введение в архитектурное образование некоторых новых элементов, которых не было раньше. Например, архитектурная пропедевтика, дисциплина пространства Николая Ладовского — это как раз ветвь, связанная с авангардом. И ещё очень важно и неожиданно для такой выставки, которая, в общем‑то, про 1920‑е годы, — у нас на подиуме стоит макет деревянного храма, это вызывает вопросы и удивление. Дело в том, что многие преподаватели были опытными реставраторами, в том числе Иван Васильевич Рыльский — декан архитектурного факультета с 1923‑го до 1930 года. Он брал своих учеников «в поля», на реставрационные работы, и тем самым они проходили серьёзную практику глубинного понимания траектории развития отечественной архитектуры. И ещё важный момент — введение специализаций. Впервые во ВХУТЕМАС начали готовить градостроителей. Лекции по градостроительству велись Владимиром Николаевичем Семёновым — одним из пионеров нашего градостроительства. До этого ведь такой отдельной специальности не было. Это разделение на разные кафедры — жилищное строительство, общественно-промышленные здания, градостроительство — было изобретено во ВХУТЕМАС и работает по сей день. В экскурсионных группах много людей, которые получали архитектурное образование, им особенно это интересно, они выстраивают параллели с собственным опытом.
Мы советовались с коллегами из других культурных институций, которые тоже хотели что‑то сделать к этой дате, и развели темы, которые представлены в наших выставочных проектах: в Музее Москвы говорится о студентах и студенческих работах, мы же решили говорить о преподавателях. О тех людях, благодаря которым родилась эта художественная педагогика, благодаря которым формировался сам новый стилевой каркас 20‑х годов, столь отличный от предыдущих периодов и по сути феноменальный. Это случилось благодаря симбиозу традиций и авангардного импульса периода. Архитектура — один из тех видов искусств, который невозможен без преемственности. Все знания о постройках, о системе проектирования передаются от поколения к поколению; за плечами мастеров, которые преподавали во ВХУТЕМАС, была серьёзная подготовка, они все заканчивали классические высшие учебные заведения. Им, безусловно, было на чём строить эту новую систему преподавания.
Мы были заинтересованы в том, чтобы показать нашу роскошную коллекцию. Надо отметить, что в Музее Москвы архитектурный раздел сделан целиком на наших вещах, но поскольку концепция выставок отличалась, в принципе, у нас не было никаких пересечений. Мы сознательно себя от этого обезопасили, чтобы не получилось, что что‑то похуже мы отдаём им, а получше оставляем нам.

Несмотря на такое серьёзное временное расстояние, боюсь, что сейчас речь не идёт о каком‑то новом встраивании в контекст. Я думаю, что речь идёт об изучении, понимании и узнавании. Это очень важно, мы поняли это опять же в работе над выставкой, потому что многие годы ВХУТЕМАС был забыт и его наследие пытались стереть из памяти. Даже архитекторы боялись вспоминать об этих годах. В какой‑то момент историческая ниточка, которая могла бы соединить людей-свидетелей и ныне живущих, практически оборвалась. Но некоторые люди успели захватить кусочек того времени. Например, благодаря Селиму Омаровичу Хан-Магомедову, благодаря его колоссальной работе мы знаем сейчас так много фактов о ВХУТЕМАС и об архитектурном авангарде в целом — он буквально ухватился за последнюю возможность собрать по крупицам все эти знания. Наша задача сейчас — выстроить как можно более целостную картину происходившего во ВХУТЕМАС, так что нам, сотрудникам музея, есть чем заняться. Селим Омарович интересовался в основном авангардной ветвью этой истории, а вот сейчас мы впервые заговорили о том, что, оказывается, кроме авангарда там было что‑то ещё. И эти ростки традиционного академического обучения — они никогда полностью не увядали. Те новые подходы к формообразованию, которые были выработаны благодаря и вместе с ВХУТЕМАС, рождались в симбиозе. Так что наша основная задача — говорить об этом как можно больше, привлекать как можно больше молодых исследователей, работать с архивами, источниками. Надеюсь, мы займёмся этим прямо в этом году и по итогу выставки сделаем большую книгу про ВХУТЕМАС. Это я сейчас, конечно, загадываю на будущее, но в целом направление очень правильное.