XX век

,

Австрия

,

Дизайн

,

Границы искусства

Полезные и бесполезные вещи. Петер Ноевер

Мы спросили директоров четырёх крупнейших европейских музеев дизайна, как они относятся к искусству, приходящему на их территорию, и, наоборот, к дизайну, претендующему на то, чтобы быть воспринятым в качестве искусства

№ 4 (587) / 2013

Петер Ноевер

Австрийский куратор и дизайнер. На посту директора Музея прикладного искусства Вены (1996—2011) полностью изменил его концепцию, представив предметы своей коллекции как часть инсталляций современных художников. Курирует многочисленные проекты на стыке дизайна, искусства и архитектуры, выступает как лектор и эксперт

На мой вкус, определение дизайна очевидно. Однако все по‑разному отвечают на этот вопрос — и, разумеется, именно потому вы спрашиваете меня! Итак, для меня дизайн отражает и развивает культуру, действуя вне существующих классификаций. То есть, с одной стороны, дизайн занимается физическими предметами — как, например, архитекторы строят дома. С другой в структуре города к этому понятию можно отнести и конструирование новой системы движения транспорта. Так что это не просто отвечающий моде облик предмета, а, скорее, ви́дение и вторжение, дизайн определяет будущее — магистральную стратегию развития мира. И он очень отличается от других дисциплин, об этом, на мой взгляд, полезно помнить.

По-моему, дизайн и искусство совершенно невозможно спутать. У них нет ничего общего! Даже если дизайнерам хочется считать себя художниками, они таковыми не являются. Это не плохо и не хорошо — просто такова данность. Главное различие здесь в способе создания работы. Для создания произведения искусства клиент не нужен. Искусство — само по себе клиент, и художник не несёт ответственности ни перед обществом, ни перед какой‑либо компанией, ни перед рынком искусства. Иначе в нём не было бы смысла. У дизайнера же есть ответственность, он должен выполнить заказ, удовлетворить требования общества. Он работает совершенно на ином уровне.

Густав Климт. Рыцарь, 1910—1911

Работы Климта, например, весьма декоративны, но ему явно удавалось изображать художника и успешно исполнять эту роль. Однако вопрос‑то в другом: что нового он сказал в искусстве, движется ли оно с его помощью вперёд и ставит ли эксперименты? В искусстве меня интересует только это. И Климт интересен. В нём есть трагедия распадающейся империи, потеря стержня, которая и заставила художников обратиться к украшательству, но в то же время считаю это отступлением от искусства.

Дизайн и искусство совершенно невозможно спутать. У них нет ничего общего! Даже если дизайнерам хочется считать себя художниками, они таковыми не являются

Однако меня всегда интересовали искусство, архитектура и дизайн именно в комплексе. Когда я делал московскую выставку «Австрия, давай!», то я уговаривал принять в ней участие и художников, и дизайнеров, и архитекторов, поскольку считаю, что все вместе они определяют современную визуальность и эстетику, культуру времени и общественное сознание. Поэтому комплексный продукт кажется тут вполне уместным.

Что же касается музеев, то художественный музей легко превращается в нечто противоположное сути искусства. Благодаря бюрократии он становится «музеем музея». И если выставленные в нём объекты неспособны повлиять на своё окружение, тогда это пространство становится весьма странным. Тут невольно задаёшься вопросом: а связано ли вообще то, чем занимается художественный музей, с искусством? Или только с консервацией?

Эдвард Колонна для «Дома нового искусства» (Maison de l’Art Nouveau) С. Бингза, Париж. Cвязанный ковёр, 1897—1899

Нужно ли тогда допускать в музей современные предметы? К примеру, существует множество вариантов дизайна скатертей, но сути предмета это никоим образом не меняет: она как была скатертью, так и осталась ею. Демонстрировать тут нечего. Тогда мы приходим к вопросу о том, производится ли вообще сегодня декоративное искусство, которое имеет смысл хранить в музеях. И это вопрос непростой. Есть грандиозные выставки, представляющие дизайн велосипедов, стиль жизни богатых и знаменитых, да что угодно, — и это положительная составляющая. Однако суть дизайна — в структуре и стратегии, что не так‑то просто показать.

Если ваша аудитория — идиоты, можно делать что угодно. Я не говорю, что аудиторию сегодня можно себе выбрать. Дело совершенно не в количестве посетителей, которые ходят в музей, и чем они там на самом деле занимаются, — может, они просто прячутся от дождя. Но интересует ли их искусство? Ответ на этот вопрос в действительности не так прост и очевиден. И предполагая любой ответ, следует помнить, что выставка или презентация, посвящённые непопулярным проблемам или неизвестным художникам, не привлекут миллионных толп. Если необходимо добиться количественных показателей, качество содержания обязательно снизится. Так что если нужно привлечь 500 тыс. посетителей — всё довольно просто. Вопрос в другом: зачем вам 500  тыс. посетителей? Может, вместо этого стоит заняться искусством? В последнем случае необходимо демонстрировать эксперименты, а если вы этого не делаете, вы просто впали в спячку. Если же исходить из маркетинга, всё им и закончится.