Оживление города
Театральный фестиваль «Специфик» закончился еще в августе и стал одним из самых популярных событий нижегородского лета. Сейчас, кажется, настало время не просто подводить итоги, но и задаться вопросом, чем должно стать подобное мероприятие в уличных декорациях, как оно может повлиять на город и что для этого нужно сделать. Ведь следующая версия уже не за горами. Спектакли, где главным героем становится сам Нижний Новгород и его жители, анализирует Анастасия Жукова, исследователь социального театра.
Зрелищность и ажиотаж
Театральный фестиваль в публичных пространствах — событие, нарушающее городскую рутину, подрывающее привычный уклад жизни. Он преобразует площади, здания и улицы, которые давно всем примелькались, наполняет их новыми смыслами. Фестиваль открывает искусство для тех людей, которые никогда им особенно не интересовались, и объединяет город: все хотят побывать там, где уже побывал кто-то из знакомых. В августе выстраивались очереди к пространствам, обычно невидимым и не имеющим понятной функции: к гостинице на реставрации или спуску к реке. Интерес к театру вне театра был настолько велик, что зрителей не разгонял даже ливень: в дождевиках или под зонтами, люди не покидали своих мест, а артисты продолжали играть. Организаторы отменили два спектакля из-за непогоды и два пришлось прервать, однако всего для фестиваля было создано 11 спектаклей и проведено 43 показа. За два уикенда, со 2 по 4 и с 9 по 11 августа фестиваль посетило более 4500 зрителей.
Центр театрального мастерства существует в Нижнем Новгороде с 2016 года. Первые годы это была камерная площадка в одном из творческих кластеров, там можно было увидеть спектакли современных авторов, в том числе на неудобные темы. Сейчас одним из главных акцентов в репертуаре являются проекты, выходящие за пределы классической черной коробки. Художественная политика ЦТМ начала меняться со спектакля в жанре театр горожан «Герои среди нас»: он был поставлен Никитой Бетехтиным в 2021 году на сцене академического театра драмы. За ним последовал «выход в город», начались лаборатории с художниками в разных городских пространствах, а также выезды в область. Сегодня ЦТМ — крупный игрок, поставляющий региону зрелищные события в туристический сезон и влияющий на имидж Нижнего Новгорода как центра креативных индустрий. В этом году фестиваль «Спефицик» стал частью событийной программы «Нижний Новгород — Культурная столица 2024 года» и проходил при поддержке грантового конкурса «Команда креативных практик» АНО «Центр 800».
Любопытно, что большую часть фестивальных спектаклей в этом году составили постановки по произведениям русской классики. Шесть из них были представлены в блоке «Текст в городе» и одна, вокруг «Цыган» Пушкина, — в блоке «Эксперимент». В последний блок также вошли показы, которым посвящен этот текст, и два перформанса лаборатории физического театра «МОНОЛОГ.ЛАБ» из Москвы. Блок «Город как арт-пространство» был заявлен, но не реализован. В прошлом году «Текст в городе» был равномерно разбавлен экспериментальными проектами с участием горожан, который курировали Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, а также арт-блоком под руководством Полины Кардымон и Майи Ковальски. В этом году количество проектов, посвящённых самому городу и его жителям значительно, сократилось.
Автор этого текста, будучи практиком социального театра и исследователем документальных спектаклей, рассматривает проекты, где главным героем стал именно Нижний Новгород, и где внимание зрителей фокусируется на проблемах горожан.
Театральный документальный сериал «Панелька»
Три получасовых спектакля о жителях Нижнего показали в квартире девятиэтажной панельки. Режиссер Елена Павлова взяла несколько интервью и записала истории жителей: женщины, мужчины и молодой пары. Тем не менее это не вербатимы, автор спектакля отредактировала и преобразовала свой материал, превратив его в полноценные пьесы и сценические партитуры. Вот одна из них.
Перед нами комната, мало похожая на жилую — в ней почти нет мебели, да и ремонта, по-видимому, давно не было. На надувном матрасе лежат девушка и парень в домашней одежде, серых растянутых футболках и шортах. Они не замечают появления зрителей и продолжают учить французский, повторяя слова за онлайн-репетитором: étudiante — étudiante, assistant — assistante, directeur — directrice. Только потом понимаешь, что выбор этих слов неслучаен. Но в самый первый момент ты знаешь только, что подсматриваешь за жизнью молодых влюбленных на фоне тусклого и бедного быта.
Внезапно девушка встает и идет на балкон курить, захватив с собой телефон. А парень садится за стол с ноутбуком и начинает листать вакансии: зрители видят на стене увеличенные изображения обоих экранов. Два плана действия — реальный и виртуальный — сохранятся до конца спектакля. Девушке приходит sms-оповещение, что пришла зарплата: 47 000 от МОУ СОШ, и она заказывает экспресс-доставку продуктов — на карте сразу становится на несколько сотен рублей меньше. Это событие запускает драматургию повествования. Мы наблюдаем несколько дней из жизни пары, видим, как герой погружается в депрессию из-за неудавшихся попыток найти работу, а героиня тратит всю зарплату на их совместную жизнь, оплачивая аренду съемной квартиры, интернет, ЖКХ, продукты, и на небольшие радости, например, на речную прогулку с подругой. Скоро деньги на карте заканчиваются, и девушке приходится просить взаймы у мамы.
Весь ряд микрособытий выстроен правдоподобно, мы видим приметы времени: названия продуктов и брендов, которые заказывают герои, музыку, которую они слушают. Молодые люди движутся, смотрят в экраны, но почти не разговаривают друг с другом, по сути перед нами перед нами ничего не происходит: всё действие — это подробная документация повседневной жизни, которая состоит, в основном, из банковских сообщений.
— А ты нашёл работу?
— Если бы нашёл, ты бы первая узнала.
Нижний Новгород — модный город со множеством дорогих развлечений при том, что уровень жизни здесь является низким, и то, как молодые люди ищут своё место в этой жизни, и есть основная тема спектакля. Эту историю иронически завершает эпизод, где герои смотрят мультфильм «Леди и бродяга».
Однако «Панелька» — единственный на фестивале спектакль, который действительно затрагивает местные проблемы, замечает и делает видимой сложную городскую реальность.
Тотальный спектакль «Холмы»
Нижний Новгород — город затейливого ландшафта, и режиссёр Андрей Жиганов представил здесь спектакль на Дятловых горах. На самом деле Дятловы — это не горы, а семь холмов высотой от 70 до 110 метров. Зрителей разместили на одном из них, у обрыва, оттуда они наблюдали за тем, что происходит на соседнем. По просьбе режиссера все присутствующие одновременно включили в своих мессенджерах трек, написанный специально для проекта.
Звук в наушниках передаёт звуки окружающего пейзажа: мы слышим ветер, шум деревьев, птиц. Долгое время ничего не происходит. Через какое-то время вдалеке, на холме с одиноким ветвистым деревом, замечаешь фигуру в свободном белом костюме, разноцветном клоунском парике и с красным носом. Перформер медленно спускается, а звук усложняется электронными битами. Когда человек в парике становится полностью видимым для нас и визуальный и аудиальный каналы, наложенные друг на друга, входят в резонанс, понимаешь, что на городскую реальность наложилась другая, где время идёт очень медленно и есть особые законы существования. Клоун подходит к дереву, садится на стул и замирает.
Под холмом появляется еще один перформер, тоже клоун, но в синем наряде. Он подходит к мольберту и начинает писать что-то абстрактное, накладывая краски слой за слоем. В конце мы видим огромное черное пятно на красном фоне. Завершив своё действие, клоун также замирает.
Затем зритель видит молодую пару в вечерних нарядах: они поднимаются со стороны набережной и дальше по дороге к холмам, останавливаются, о чем-то говорят, садятся и замирают, любуясь пейзажем. Тут вдруг оживают клоуны. Тот, что в синем, исчезает за холмом, а белый — идёт к обрыву, берёт лук и целится в солнце, но не стреляет в него. Он тоже уходит. Через несколько минут пара встает и скрывается от глаз зрителей. На импровизированной сцене остаются полотно с черным пятном и стул.
«Холмы» — это чистая короткая партитура, воздействующая, прежде всего, на эмоциональном уровне. Режиссер работает с архитектурой пространства, его динамикой и фактурой и геометрически выстраивает мизансцены в соотношении между всеми фигурами. В «Электротеатре Станиславский» идёт перформанс «Рассвет», созданный Андреем Жигановым совместно с хореографом Кириллом Нулевым. Можно сказать, что «Холмы» продолжают исследование перцепции и универсальных категорий, начатое автором в «Рассвете». Мне эта постановка напоминает об опытах авангарда, в частности о «Симфонии гудков» Арсения Авраамова. В 1919 году она была исполнена в Нижнем Новгороде: автор создал художественно-индустриальное произведение, где в качестве музыки были использованы промышленные шумы. Но и в «Холмах» произведением становится городской ландшафт как целое, и это смелый шаг: как для XX, так и XXI века.
Что специфично?
Уже более полувека художники и исследователи теоретизируют сайт-специфик искусство и театр среды. Термин появился в 1950−70-е годы, но театральные события в нетеатральных пространствах примерно в том виде, в котором мы их знаем сейчас, — ещё раньше, в начале XX века. Например, спектакль по пьесе Юджина О’Нила «Курс на восток, в Кардифф» американского театра «Провинстаун плейерс» был показан в рыболовецком сарае в 1910-х годах, театрализованное действо «Взятие Зимнего дворца» Николая Евреинова состоялось на Дворцовой площади в 1920 году, а постановка «Противогазы» Сергея Эйзенштейна — на газовом заводе в 1924-м. Все эти события создавались для конкретных мест и не могли быть перенесены в иное пространство.
Режиссёры на фестивале «Специфик» по-разному работали с городскими пространствами: Иван Пачин символически присвоил локомотивное депо завода «Красное Сормово», освоив его во всех направлениях, в спектакле «Карамазов» по «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского, Галина Зальцман вплела колесо обозрения в сюжет «Снегурочки» А. Островского, а Андрей Жиганов вступил в диалог с холмами, отдав одному из них главную роль в своей постановке.
Также истории в городских декорациях оказались не везде уместны и удобны для зрительского восприятия. Например, «Последние» Сойжин Жамбаловой по пьесе М. Горького были показаны во дворе Дома Сироткина на Верхневолжской набережной, это один из филиалов местного Художественного музея, усадьба с колоннами в самом центре города. Поэтому звуки с соседних улиц, где летними ночами гуляли нижегородцы, иногда заглушали действие. Зато спектакль «Фро» Владимира Золотаря по мотивам рассказов А. Платонова, напротив, оказался удачно спрятанным на Зеленой пристани Стрелки между двух стен: на ступенях, ведущих к воде, устроились зрители, сценой стала площадка перед ними, но также и река с проходящими мимо моторными лодками, и сам город, меняющий свой цвет под вечерним небом.
Стоит сказать, что Нижний знаменит искусством, вышедшим за пределы галерей и рождающимся на улицах — прежде всего, местной стрит-арт сценой. Художники, рисующие на стенах зданий, перформеры, танцующие на площадях, паблик-арт проекты, построенные на взаимодействии с жителями, — всё это предполагает сайт-специфичность. Например, на фестивале «Новый город: Древний» — его придумал и курировал Артем Филатов в 2015—2016 годах — жители старинных домов подавали заявки, а художники преобразовывали их жилища, работая и с историческим контекстом, и с пожеланиями людей. Таким образом театр в нетеатральных пространствах Нижнего Новгорода возник уже на базе этого опыта.
«Специфик-2024» был зрелищен и масштабен и подтвердил за Нижним Новгородом статус модного современного города, который дышит «креативными практиками». Но, кажется, нынешнему фестивалю не хватило подлинного внимания к городу и деятельного диалога с горожанами. Ведь отойдя от нарративов, созданных классиками, и присмотревшись внимательнее к конкретным пространствам, которые формируют истории, можно обнаружить много интересного и огранить это средствами современного театра.