От озера до заброшенной башни: главные локации фестиваля медиаискусства INTERVALS
Intervals — один из крупнейших и важнейших фестивалей медиаарта в России, например, в прошлом году его посетили 350 тысяч зрителей. В этом году он расширяет и число площадок, и число приглашённых участников из других стран. Организаторы проекта dreamlaser задействуют 17 пространств, где разместятся мультимедийные работы, в том числе Академия Маяк, Нижегородская ярмарка, Стрелка, Блиновский пассаж, Планетарий, Мытный рынок, Мещерское озеро и другие локации. Все они будут переосмыслены мультимедийными художниками из Испании, Тайваня, Великобритании, Франции, Германии, Японии.
Мытный рынок (IN)
Адрес: ул. Большая Покровская, 2А
Время работы: 12:00—23:00

Это самый старый рынок города, образованный в средние века и находящийся в нескольких сотнях метров от кремля. Название «Мытный» происходит от слова «мыто» — то есть налог (на товары). Раньше рынок занимал всю площадь Минина и звался Верхнепосадской (Верхнебазарной) площадью.
Во времена Николая I с грязным базаром около кремля решили бороться — сократили его площадь, построили здания и разбили сквер. Примерно та же участь постигла рынок в последние годы: его отремонтировали и осовременили. Теперь здесь иногда проводятся культурные мероприятия: в прошлом году на Мытном рынке состоялся спектакль, а теперь будет показана медиаинсталляция.
На Мытном рынке можно будет увидеть инсталляцию VERGE от Radiante Light Art Studio (Испания), а также совместную работу цифровой лаборатории «Азъ Есмь» и Технопарка профессионального образования Нижнего Новгорода под названием «Обратная связь».
VERGE

Новая аудиовизуальная инсталляция дуэта Radiante и Ивана Йописa (Iván Llopis) — превращает пространство в чувственное путешествие на границе между знакомым и непостижимым. Работа исследует ту область восприятия, где интуиция становится острой, почти телесной, но так и не обретает точных очертаний.
Есть ли что-то по ту сторону — или это лишь отражение нас самих, отголосок существования, звучащий в глубинах собственного «я»? Это послание — извне или изнутри? Это сигнал из недостижимого пространства или проекция нашей внутренней двойственности, голос психики, отражающей собственную сложность в пустоте?
- Radiante Light Art Studio — победители опен-колла IF Pulse в направлении инсталляций. Под руководством Мануэля Конде студия исследует пересечения технологий, искусства и человеческого восприятия, сосредотачиваясь на роли света в формировании реальности и вовлечении аудитории.
«Обратная связь»

Наши маленькие следы и движения в пространстве невидимы. Но любое влияние на окружающий мир — это отражение зеркальное. А отражение — это способ узнать, что «я» такое. В пространстве инсталляции можно увидеть себя и свою связь с другими, ощутить свое влияние на общее поле, заставить другого двигаться звуком собственных шагов. Мы фиксируем хаос малых взаимодействий, проявляя звуком и световыми отпечатками связи — линии, траектории — как результаты наших незначительных движений и реакций. Пока ты движешься, ты звучишь. Пока ты движешься, ты отражаешься в среде и меняешь ее ландшафт.
Руководитель лаборатории: Иоанн Клиндухов.
Мультимедиа художники: Андрей Обыденников, Настасья Кондрина.
- Лаборатория цифрового искусства «Азъ Есмь» от Института развития профессионального образования создает звуковые ландшафты, интерактивные визуализации и порталы в альтернативные реальности, используя технологии как универсальный язык для создания мультисенсорных коммуникаций.
Сквер у Чкаловской лестницы (OUT)
Адрес: Кремлёвский бульвар
Время работы: 20:00—23:00

Чкаловская лестница — один из самых известных архитектурных объектов Нижнего Новгорода. Лестницу из 560 ступеней видно с реки, множество туристов стремятся покорить ее. Сейчас вокруг Чкаловской лестницы процветают благоустроенные парковые территории с уютными скамейками, тропинками, смотровыми площадками и кафе.
Посреди деревьев в сквере у Чкаловской лестницы разместится проекционная инсталляция Perfectly Imperfect от художницы Akiko Yamashita (Япония).
Perfectly Imperfect

В этой работе Акико вдохновляется траекторией движения деревьев и философией ваби-саби — созерцания красоты несовершенства, непостоянства и естественного движения природы. Благодаря проекции деревья становятся холстом, изменяющимся с дуновением ветра. В инсталляции также используется явление анаморфоза — увидеть картинку целиком можно только с определенного ракурса, что побуждает зрителей исследовать работу с разных точек обзора.
- Akiko Yamashita — японская художница, живущая в Лос-Анджелесе. Она известна своими световыми инсталляциями, проекциями и риал-тайм 3D-анимацией. Работы Akiko Yamashita красочны и часто содержат весь спектр цветов, подобно призме. Акико черпает вдохновение из японского синтоизма — мировоззрения и политеистической религии, связанной с верой в разных божеств, духов умерших и одушевлённость природы. Согласно японским анимистическим верованиям все существа и природные объекты имеют дух. В своих работах художница визуализирует эти невидимые сущности — духов и им подобных, находящихся между мирами.
Никольская башня Нижегородского Кремля (IN)
Адрес: Кремль, 11А
Время работы: 12:00—23:00

Никольская башня названа в честь храма Николая Чудотворца, который некогда стоял неподалеку. Церковь и прилегающие к ней православные захоронения не уцелели до наших дней, а то место, где они находились, признано властями Нижегородской области историко-заповедной зоной «Никольское кладбище». Больше 10 лет назад на месте бывшего храма построили часовню.
К Никольской башне прилегает пешеходный мост над Зеленским съездом — живописная обзорная точка.
На внутренней территории кремля, у Никольской башни будет показана инсталляция ROTOR студии radugadesign.
ROTOR

AV-инсталляция и иммерсивный эксперимент. Как и многие инсталляции radugadesign, ROTOR работает с восприятием человеком света, звука, пространства и времени. Запуская массивный вращающийся механизм со встроенными звуковыми и световыми источниками, художники исследуют распространение волн в пространстве, а также добиваются создания персонализированного опыта для каждого зрителя.
Звуковые партитуры для ROTOR — это отдельные композиции-опыты, в роли исследователей с лайвами выступают музыканты, при этом каждый раскрывает ROTOR по-своему. Звук соединяется с генеративными визуальными паттернами, образуя единое аудиовизуальное действо.
- radugadesign — медиаарт-коллектив и мультимедиа-дизайн-студия, которая работает на пересечении искусства и технологий, создавая иммерсивные инсталляции и аудиовизуальные перформансы. В произведениях студии объединяются пространственно-архитектурные решения и мультимедийные технологии.
Стена Нижегородского Кремля между Ивановской и Белой башнями (OUT)
Адрес: Кремль, 2Б, внутренняя стена
Время работы: 20:00—23:00

Современное название Белая башня получила в 19 веке по сохранившейся белокаменной облицовке. Ранее называлась Симеоновской — в честь одноименного монастыря, который находился рядом. В свое время башня была приспособлена под архив Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. В 1923 году Белая башня выгорела внутри вместе с архивными документами, конструктивные элементы не пострадали.
Ивановская башня — крупнейшая четырехъярусная башня Нижегородского кремля. Названа по расположенной на подступах к ней церкви Иоанна Предтечи. Современный вид приобрела в 1950-е, когда была надстроена реставраторами вдвое.
На внутренней стене кремля между Белой и Ивановской башнями можно будет увидеть мэппинг In v-v // от Slava Saf & Artur Sofin (Black April).
In v-v //

В In v-v // искусственный интеллект анализирует данные о присутствии зрителя, превращая его движение в череду цифровых трансформаций. Визуальный ряд реагирует в реальном времени, переходя от физического пространства к метафизическому и показывая, как ИИ переосмысляет нашу реальность. В этом проекте художники исследуют взаимодействие человека и алгоритма, наслаивания культурные и технологические коды в едином пространстве.
- Black April — художники, работающие с искусственным интеллектом. Слава SAF и Артур Софин совместно создают инсталляции, сочетающие в себе технологии и искусство и посвященные исследованию взаимодействия человека и цифровой среды. На прошлогоднем INTERVALS художники поразили зрителей своим перформансом, соединяющим музыку, хореографию и риал-тайм графику, созданную с помощью нейросетей.
Блиновский пассаж (IN)
Адрес: ул. Рождественская, 24
Время работы: 20:00—23:00

Блиновский пассаж — это здание в русском стиле на одной из центральных исторических улиц Нижнего — Рождественской. Здание построено в 1878 году по заказу купцов Блиновых и, имея 5 этажей, на тот момент являлось очень высоким.
Это был первый в истории торговый пассаж в архитектуре провинциальных городов России. Здесь находились магазины, банк, одна из лучших городских гостиниц — «Биржевые номера» с рестораном, здесь же работала Нижегородская биржа. Долгое время пассаж оставался одним из центров торгово-деловой жизни «Нижегородского Сити» — района Нижнего Базара.
К концу 20 века здание пришло в аварийное состояние. В 2016 году здесь провели капитальный ремонт, вдохнув в постройку новую жизнь.
Внутри здания Блиновского пассажа будет представлена инсталляция Lighthouse победителей опен-колла IF Pulse Talking Birds & Flying Fish (Испания).
Lighthouse

Маяк (англ. Lighthouse) — это символ надежды, безопасности и перемен. Его свет служит ориентиром, указывая правильный путь в жизни и помогая находить верное направление. Однако маяк лишь отражает свет, исходящий от каждого из нас. Световые лучи, рассеивая тьму, озаряют пространство так же, как люди, объединяясь, находят свой путь через неизвестность. С увеличением числа лучей образ становится всё более сложным, непредсказуемым и глубоким.
Инсталляция «Lighthouse» создана мультимедиа-студией Talking Birds & Flying Fish в коллаборации с музыкальной студией Beverly Pills Production. Благодаря синтезу света и звука проект раскрывает тему навигации сквозь хаос — в пространстве, восприятии и внутреннем мире.
Автор идеи — Анастасия Слабиняк (s — lab.).
Музыкальный композитор — Евгений Прохоров.
- Talking Birds & Flying Fish — победители опен-колла IF Pulse в направлении инсталляций. Это международная студия мультимедиа и интерактивного дизайна, каждый проект которой — это интерпретация историй в формате захватывающего экспириенса, который позволяет зрителям взглянуть на мир в новом свете.
Мещерское озеро (OUT)
Адрес: у стадиона «Мещера»
Время работы: 20:00—23:00

Мещерское озеро — это природный памятник регионального значения. Оно расположено в одноимённом микрорайоне Нижнего Новгорода и имеет глубину до 4 метров. Раньше озеро было протокой Волги, а затем стало её старицей. Со временем часть водоёма замыло песком, и он утратил связь с рекой. Сейчас озеро наполняется за счёт дождей, талых вод и подземных источников.
На Мещерском озере будут представлены водные проекции художника Jérémie Bellot (Франция), студии RE: SORB (Германия) и компании dreamlaser (Россия).
IRIS, a vision of the world

В этой работе автор размышляет, насколько точно зрение человека. То, что мы видим, зависит от света вокруг, устройства наших глаз и наших интерпретаций увиденного. Всегда ли мы видим реальность такой, какой она действительно является? А как смотрят на мир другие существа? Не обманывает ли нас наше зрение?
- Jérémie Bellot — художник и архитектор, создает архитектурные, визуальные, световые и звуковые инсталляции. В своих работах Jérémie с помощью иммерсивных технологий исследует роль света в пространстве. Вдохновляясь геометрией и математическим искусством, художник переосмысляет связь человека с архитектурой и природой.
Vector Void

Минималистичная голографическая инсталляция, в которой исследуется эфемерная природа путей в цифровом пространстве. Геометричные лучи прорезают слои падающей воды, создавая мимолетные пересечения. Инсталляция фиксирует хрупкое взаимодействие между присутствием и отсутствием, направляя зрителей к созерцательным встречам с непостоянством.
- RE:SORB — студия из Германии, называющая себя «алхимиками визуальной сферы». Студия создает 3D-контент, AV-инсталляции и собственное новаторское оборудование, стремясь к «художественному и технологическому совершенству». Студия гордится собственной технологией 3D-голограмм, которая позволяет создавать объемные холсты монументальных размеров в разных пространствах. Так, иммерсивные работы RE: SORB уже охватили историческую архитектуру Берлина, центр ночной жизни Токио, горы на Ближнем Востоке, реку Рейн и другие точки на карте мира.
The Whale

Работа рассказывает историю об огромном ките, который оказался в Мещерском озере. Его воспоминания о путешествии через загадочные подводные туннели и порталы, эмоции от встречи с новым окружением и размышления формируют визуальную историю, которая проецируются на большой водный экран.
Особенностью проекта является использование текстовой графики, раскрывающей нарратив и поэтичность работы. Текст легенды и мысли кита трансформируются в визуальные образы, слова разлетаются в виде водяных капель, каждая из которых отражает фрагмент истории персонажа. Текстовые элементы становятся живыми образами, мостом между словом и изображением. Образы сопровождаются эффектами, созданными с учетом особенностей чувственного восприятия китов — способности к эхолокации и устройства зрения. Особенности этих удивительных животных вдохновили авторов на необычные решения и сюрреалистичные, фантазийные образы.
- dreamlaser — организатор фестиваля INTERVALS и его постоянный участник. Это международная мультимедиа-компания полного цикла, чей офис «дримов» неизменно находится в родном Нижнем Новгороде.
Башня крекинга (OUT)
Адрес: ориентир — ул. Народная, 2А
Координаты: 56.3348, 43.9033
Время работы: 20:00—23:00

Местные называют это место «нижегородским Колизеем» — это старая башня крекинга, которая осталась от бывшего Горьковского нефтемаслозавода, закрытого в 1990-х. Крекинг — это процесс переработки нефти при высокой температуре.
Башня стоит в зарослях на заброшенной территории, далеко от центра, и о ней мало кто знает, даже среди нижегородцев. Грубая бетонная конструкция, индустриальный антураж и постапокалиптическое настроение создают здесь особую атмосферу. Это редкая возможность увидеть, как медиарт оживляет пространство заброшенных промышленных зданий.
Организаторы призывают во время фестиваля не подходить к сооружению близко (это может быть небезопасно) и наблюдать мэппинг издалека.
На заброшенной башне компания dreamlaser представит одноименную AV-инсталляцию.
«Башня крекинга»
«Башня крекинга» — это аудиовизуальная инсталляция компании dreamlaser, встроенная в структуру заброшенного индустриального объекта, чей силуэт выбивается из привычной городской среды. Художники отправились за пределы привычного, чтобы вернуть голос архитектуре, забытой в городском ландшафте.
Свет и звук проходят насквозь и вокруг старой башни, будто возвращая в неё жизнь. В этом жёстком вертикальном архитектурном объекте, когда-то наполненном давлением и производственными процессами, рождается новая энергия — эфемерная, но ощутимая.
Работа говорит о материальности времени, о том, как архитектура может звучать, когда её слушают.

Увидеть эти и многие другие работы можно будет на IF'25.
На медиавыставку INTERVALS 2025 вход свободный. Образовательная программа тоже бесплатная, но по предварительной регистрации. А вот на музыкальные и перформативные события нужны билеты. Подробности — на сайте intervalsfest.com.