«Помню, какими волшебными казались мне светлячки, которых можно было увидеть в июне»
Нижегородский фестиваль медиаискусства INTERVALS 2025 уже завершился, но в нём участвовало внушительное по нынешним временам число международных медиахудожников, и многие из них представили работы на темы природы и экологии. Нам показалось интересным поговорить с участниками проекта Акико Ямасита, Эйлюль Алыджы и Кати Катона о том, как в их творчестве преломляется самая актуальная в мировом пространстве тема.

Природная тема и экологическая повестка остаются одними из самых важных не только в мировом искусстве, но даже в Нижнем Новгороде: одновременно с фестивалем INTERVALS можно было посетить групповой проект «Земное/Планетарное» в Арсенале, а в мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ * как раз готовилась к открытию выставка «Цифровые надежды», — оба события являются частью программы Первой международной биеннале экологического искусства. А вот как художники из Японии, Турции и Сербии говорят о своей любви и внимании к органической и неорганической материи.
Акико Ямасита (Япония) — проект «Совершенно несовершенное»
Японская художница Акико Ямасита представила цифровую проекцию Perfectly Imperfect в сквере у Чкаловской лестницы, буквально в трёх соснах. Зритель видел три незавершённых окружности, которые переливались и заполнялись цветом. Работа вписывается в эстетическую категорию «ваби», которая обращает наше внимание на красоту несовершенного и незавершённого — художница предлагала зрителю достроить круги в своём воображении, ведь, говорят, идеальный круг существует только в человеческом сознании и в математике. Интересно, что инсталляция была создана как сайт-специфичная: художница долго искала для неё идеальные деревья — и вот нашла.

«Перед домом, где я жила в детстве, находилось рисовое поле. Помню, какими волшебными казались мне светлячки, которых можно было увидеть там в июне. Мой дедушка был подростком, когда началась Вторая мировая война. Увидев, какие она принесла разрушения, он посвятил всю свою жизнь восстановлению лесов Японии. Он изучал биологию леса и всю свою жизнь сажал деревья. Занимаясь лесом, он, тем не менее, считал необходимым изучать вулканы, горы и реки, океаны, математику — придавал огромное значение целостному взгляду на лесное хозяйство. Он рассказывал мне о своих удивительных открытиях, мы разговаривали часами.
Хотя я выросла в Японии, всегда с нетерпением ждала возможности путешествовать по другим странам и знакомиться с разными культурами — ведь каждая уникальна и изучать её увлекательно, а потом превращать новые знания в свои работы. Название моего проекта «Совершенно несовершенное» я позаимствовала из реплики одного моего знакомого. Он мне однажды сказал: «Твой английский — совершенно несовершенный! И это прекрасно, не меняй его!» Его слова показались мне забавными, и я долго размышляла о них. Если думать о Земле как о единой органической системе, в которой мы существуем, то сам факт — что мы все оказались здесь, в этом моменте, — это уже нечто особенное. Тогда важен вопрос: а зачем мы здесь оказались?

Мне нравится выражать своё восхищение природой через цифровое и световое искусство, я получаю удовольствие от того, что наблюдаю за деревьями, могу делать это часами. Для инсталляции, которую я представила на фестивале Intervals, я создавала анимацию в программе TouchDesigner. Мне кажется, что посредством новых технологий мы можем заново открыть для себя давно знакомое и известное, почувствовать к нему любопытство и испытать благодарность. Например, в этом проекте я размышляла, действительно ли идеальный круг существует только в математике и нашем воображении. Ведь в мире так много подобных форм — планеты, вихри, спирали. Подобные вопросы для меня сродни дзенским коанам, это большие темы, касающиеся всего человечества".
Студия Ouchhh (Турция) — проект Homeomorphism
Турецкая студия Ouchhh представила на фестивале купольную проекцию Homeomorphism. Это не был проект, созданный специально для INTERVALS, но он хорошо подошёл для Нижегородского планетария имени

«Я выросла в Стамбуле — это город, наполненный историей и мифами, и в то же время это постоянно меняющаяся живая среда. Он сформировал мою привязанность одновременно и к древним символам, и к современным технологиям. Этот город — мост между Востоком и Западом — определил то, что я всё время пытаюсь совместить первоформы и современные технологические алгоритмы в своей художественной практике.
Нас как студию очень интересует непрерывная связь между органическим и неорганическим. В Homeomorphism «неживые» геометрические формы — такие как куб, купол, призма — используются для выражения живых систем. Природа не делает различий между организмом и «мертвой» формой — всё подчиняется универсальным принципам структуры и трансформации. Именно этот мост между ними мы и исследуем, ведь экологические, культурные и технологические системы взаимосвязаны. Мне кажется, Homeomorphism проявляет эту связь, визуализируя математическую логику, которая лежит в основе всех природных явлений. Мы воспринимаем окружающий мир не просто как ландшафт, а как данные, память и трансформацию и стремимся раскрыть неочевидную гармонию между органическим и алгоритмическим.

Медиаискусство способно изменить восприятие города — превращая архитектуру в живую, говорящую с человеком поверхность. Проекции на здания и объекты в общественных пространства кажутся нам способом переосмыслить человека с городской средой. Мы работаем с научными данными, генеративными алгоритмами и проекционным мэппингом, чтобы перевести сложные природные системы в динамичный визуальный язык. Уникальность нашего подхода в том, что мы не имитируем природу, а трансформируем её. Сам творческий процесс становится диалогом между органическим источником и его цифровой интерпретацией".
Кати Катона (Сербия) — проект Substratum
Медиахудожница из Сербии предлагает зрителю опыт погружения в иную реальность. На INTERVALS 2025 она представила в планетарии купольную проекцию «Субстрат» или «Нижний слой». Посетителю предлагается пролететь сквозь черно-белое пространство и погрузиться в медитацию, в глубинные слои своего подсознания. Также Кати важно, что этот опыт каждый человек разделит с другими посетителями планетария, то есть получится коллективное переживание, которое должно открыть пространство для таких же коллективных трансформаций.

«Я выросла в тихом городке Воеводина в Сербии, для меня ещё в детстве были важны близкие отношения с природой, её тишиной. Детские впечатления продолжают влиять на моё творчество, поэтому в работах я часто использую биоморфные структуры и природные алгоритмы, это позволяет мне показать, как функционируют природные системы — в них всё взаимосвязано, всё постоянно эволюционирует. Но особенно меня привлекают переходные состояния — моменты, когда системы необратимо меняются или разрушаются, ведь именно в эти моменты проявляются их уязвимость и потенциал. Я стремлюсь создавать пространства, которые отражают эту сложность и при этом дают зрителю время для размышлений — мне становится всё важнее замедляться, делать работы, приглашающие к тишине, вниманию и более глубокому ощущению связи с окружающим миром.
В своих работах я стремлюсь перевести природную динамику в цифровую среду, используя генеративные алгоритмы, симуляции в реальном времени и специально созданные кодовые структуры. При этом я стараюсь воспроизводить логику природных систем, а не рисовать «пейзажи» цифровыми способами.

Органические и неорганические системы могут казаться принципиально разными, но часто они следуют схожим основополагающим принципам: повторение, возникновение, трансформация. Больше всего мне нравится, когда искусственное или цифровое вдруг рождает у зрителя переживание чего-то живого. Мне интересно создавать такие произведения. Напряжение между синтетическим и природным, контролируемым и самопроизвольным — тема, к которой я снова и снова возвращаюсь".
Подробности на официальном сайте проекта.