Москва

,

Выставки

Ольвия Плендер: «История — это то, что всегда и неизбежно используется политиками»

В Московском музее современного искусства проходит выставка Оливии Плендер «Комтемотта» — проект-исследование о женской школе-коммуне, открывшейся в Швеции после того, как женщины получили избирательные права и им понадобились хотя бы общие сведения, как функционирует политическая система и как принимать решения на выборах. Методы образования и социального раскрепощения женщин, которые были придуманы преподавателями школы, потом использовали феминистки в США и Великобритании, однако история Комтемотты сейчас почти забыта. Художница Оливия Плендер рассказала нам о своём проекте, воплощающем эту историю в форме музейной игры.

Ольвия Плендер. Активные политики: Женская гражданская школа в Фогельстаде, 1925—1954, 2019
Вид инсталляции в Tensta Konsthall, Стокгольм

«Сразу после того, как в 1921 году женщинам в Швеции разрешили голосовать, стало понятно, что просто права голоса недостаточно, нужно, чтобы женщины понимали политические процессы наравне с мужчинами, то есть им нужно хотя бы какое-то политическое образование. Так появилась самоорганизованная коммуна в пригороде Стокгольма, которая функционировала как летняя школа и куда могли приезжать женщины всех социальных классов. Я обратилась к этому материалу по двум причинам: во-первых, я сделала уже много проектов, затрагивающих вопросы социальной истории, особенно меня волнуют различные модели образования. Вторая причина — меня интересует женское движение в Великобритании, и я много читала и делала работы про суфражисток. Сама я родилась в Британии, но уже несколько живу в Швеции, и когда я узнала о женской школе Комтемотта, я поняла, что оба моих интереса присутствуют в этом сюжете.

Ольвия Плендер. Комтемотта, 2019
Окрашенное дерево, 6 × 12 × 0,4 см

Стиль преподавания в Комтемотте был весьма прогрессивен особенно для своего времени. Например, в процессе обучения присутствовали элементы ролевых игр, учителя даже придумали целый вымышленный город, который так и назывался, — Комтемотта, а ученицы отыгрывали разных персонажей, жителей этого города, булочника, школьного учителя, они переодевались в мужчин и сочиняли собственные истории. У них был сценарий с определенным набором политических проблем в городе, и все жители должны были собираться и вместе искать решения этих проблем. Мне страшно понравилась эта система, поскольку она включает в себя обучение посредством личного опыта и посредством игры. В школе обсуждали проблемы, которые кажутся очень актуальными сейчас, например, тему экологии. А по вечерам ученицы собирались вместе, и каждый вечер одна из них рассказывала другим свою историю. Всё это кажется мне прообразом того эмансипаторного и феминистического движения, которое развивалось в семидесятые в Британии и в США. Тогда тоже существовали группы, где женщины собирались и рассказывали друг другу о своих судьбах и своих проблемах, и вместе они пытались перевести личные трудности на уровень общегосударственной социально-политической ситуации, связать частное и общественное, подумать о решениях путем создания различных политических и социальных структур. В двадцатые в Швеции происходило что-то похожее: эти вечерние собрания сообщали женщинам, что они важны, что их жизни и личные истории что-то значат. Кроме того, они учились публично выступать с речами перед аудиторией, которая их поддерживала. Я знакома с женщиной, чья мать училась в Комтемотте и рассказывала, что этот опыт полностью изменил её жизнь. Там были разные курсы и разные формы обучения, и благодаря этому участвовать могли и бедные женщины, которые обычно посвящали почти всё своё время работе. Еще важно, что женщины из разных социальных классов могли встречаться и общаться. Даже не только классов, но и национальностей. У школы были связи с английскими суфражистками, с индийскими феминистками, с Россией, какое-то время там даже преподавала Александра Колонтай, у них были замечательные возможности для общения.

Школа Фогельстад, ок. 1930-х
Фотография

И мой проект тоже построен по принципу игры, но уже настольной. Мне тоже хотелось не просто рассказывать о том, какой была эта школа, но чтобы зрители получили знания о ней из игры. Также я сделала серию портретов организаторов школы, женщин-парламентариев и также британских суфражисток. На самом деле у меня есть большой опыт чисто перформативных проектов, где мы с участницами современных женских объединений в Британии реконструируем опыт суфражисток. Мы собирались в Лондоне, читали тексты, разбирали их, сами писали, мне кажется это важным, поскольку тогда государство считало суфражисток террористками, а сегодня происходит обеление этой истории. Дело в том, что в Британии женщинам разрешили голосовать в 1918 году, поэтому несколько лет назад мы пышно праздновали столетнюю годовщину, однако на этих юбилейных мероприятиях об обвинениях и притеснениях суфражисток не говорили вовсе, все сложные вопросы аккуратно обходились. А на мой взгляд, история — это то, что всегда и неизбежно используется политиками и в политике, и очень важно обращать внимание на то, какие части этой истории выводятся из общественного обсуждения, какие забываются. Поэтому мне хотелось обсудить с современными феминистками, что значило тогда быть частью женских групп. Мне кажется, такие вещи дают людям новое видение прошлого и новое понимание своей роли. Это ведь тоже способ изучения истории, но отличающийся от академического, и он помогает понять, что лично тебе способна дать история".