НУР 2025: что смотреть на фестивале медиаискусства в Казани
«НУР», по-татарски — луч. Под таким названием в Казани уже в пятый раз проходит фестиваль, объединяющий любителей медиаискусства, цифровых художников из двадцати стран, музыкантов, специалистов по маппингу, медиаархитекторов и артистов разных жанров. Об особенностях «НУР 2025», работе с художниками и актуальных вызовах рассказывает исполнительный продюсер Полина Петрова.

НУР проходит уже в Казани в пятый раз. В этом году у фестиваля появилась новая структура — кластеры. С чем связано возникновение такого формата?
Формирование кластеров — наша давняя идея. Воплотить её получилось только сейчас, в 2025 году. Это шаг к более органичной навигации: все объекты в пределах кластера можно обойти пешком, что делает более удобным посещение фестиваля.

Прежде всего, на НУР 2025 впервые инсталляции представлены на воде: на озере Нижний Кабан и в парке «Чёрное озеро». В этом году показываем 15 инсталляций и охватываем 17 локаций, что является рекордом за всю историю НУР. Кроме того, готовим масштабное открытие: аудиовизуальный перформанс при поддержке Дзена с участием казанских музыкантов и видеохудожников. Мощный старт — и по форме, и по содержанию!

Конечно, в основном аудитория фестиваля НУР — это молодёжь. Тем не менее, фестиваль объединяет самую разную публику. Это школьники, студенты, молодые профессионалы, семьи с детьми, даже бабушки с дедушками.
С каждым годом — и мы это замечаем — увеличивается число гостей, приехавших из других городов. НУР уже имеет репутацию важного культурного события и становится непременным маршрутом, особенно для тех, кто интересуется медиаискусством.

Я бы выделила три основных направления. Первое — инсталляции, размещенные в разных городских локациях. Второе — выставка цифрового искусства NUR NOW. Третье — музыкальная программа ТОН при поддержке T2, которая традиционно проходит на самых необычных площадках. В 2025 году это будет центр картинга «Форсаж».

Имеется и образовательная программа, организованная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Как и в прошлые годы, эти мероприятия проходят в штабе фестиваля — Национальной библиотеке Республики Татарстан. В рамках программы состоятся лекции, дискуссии и artist talk. Среди спикеров — две команды художников, которые расскажут о своих проектах. Можно не только увидеть инсталляции, но и напрямую пообщаться с их авторами.

Наверное, мне как продюсеру не совсем корректно говорить о любимом произведении на фестивале, но таковое есть. Это инсталляция Nidum от Splaces Studio, показанная в сентябре 2023 года. Она представляла собой огромное светящееся гнездо из неоновых лент и ивовых прутьев, озвученное птичьим пением. Работа была очень эффектной, медитативной, «природной», контрастирующей с привычной экспрессивностью медиаарта. Кстати, в аудиочасти использовались нейросети, что два года назад было еще относительным новшеством. Теперь этим уже никого не удивить — каждый второй художник использует нейросети.

Ежегодно мы пытаемся предугадать, какие проекты станут у зрителя самыми популярными — и не всегда угадываем. Думаю, в этот раз сильный эффект произведут работы во втором кластере: Chaos от Dreamlaser, «Берёзка» от СЕТАПа — восьмиметровый «парящий» столб над боулом для скейтбордистов в экстрим-парке «УРАМ», по которому можно будет гулять, как по бетонным дюнам. Предполагаю, успех обеспечен масштабной уличной инсталляции от PANTERRA х Дзен. Она будет работать в двух режимах: дневном и ночном. Эти художники за последнее время набрали обороты — они активно участвуют в самых разных международных проектах.

У нас сильная команда технических специалистов, сопровождающая художников на всех этапах. Медиаарт — дорогое и сложное в производстве направление, поэтому мы всегда просим участников open call заранее готовить технический райдер.
Есть авторы, которые детально прорабатывают все этапы — от идеи до типа видеокарты. А есть и те, чьи концепции яркие, но нет технического ресурса. В таких случаях мы подключаем технических директоров, которые помогают в реализации замысла. Но это часть нашей миссии — находить талантливых молодых художников и помогать им претворять идеи в жизнь.

Их миллион. Самое сложное — адаптировать проект к реальной площадке. Часто что-то придумывается и кажется идеальным, но «приземление» дает понять, что нужна полная переработка. То и дело приходится перепридумывать и адаптировать проекты к реальным локациям.
Хорошо, что мэрия Казани и Министерство культуры Татарстана активно помогают нам взаимодействовать с городскими службами и площадками. Но, как и в любом массовом мероприятии, не избежать бюрократии и бумажных согласований.

Да, такие планы есть. Очень хочется, чтобы фестиваль начал путешествовать. У НУРа, как культурного события и носителя нового взгляда на городскую среду, есть потенциал. Конечно, этим опытом важно делиться и за пределами Казани.
Фестиваль медиаискусства «НУР 2025»
22—25 мая, различные площадки, Казань