Биеннале

,

Россия

«Новое открытие севера»

Художницы Lisokot, Устина Яковлева и Татьяна Ахметгалиева на Первой Коми биеннале «Новое открытие Севера»

У каждой новой биеннале, как правило много задач: при помощи крупных выставок регион привлекает к себе внимание туристов и любителей искусства; приглашенные художники начинают работать с культурной спецификой региона, узнают, а иногда заново придумывают визуальную идентичность пространства, открывают его не только для себя, но и для местных жителей. Для республики Коми — всё это важные цели. Благодаря пандемии развивается внутренний туризм, жители России едут не только на курорты Краснодарского края, но обнаруживают впечатляющую северную природу, и Коми есть, что предложить путешественникам. Однако помимо скал и лесов хочется показать гостям и уникальную культуру, которую здесь пытаются реконструировать, вводя обязательное изучение коми-языка в школах, возрождая прерванные традиции ремесла, или заново создать, например, в виде выпечки с элементами местных орнаментов. Конечно, современные художники — идеальное подспорье в решении подобных задач, проверенное многими странами и городами.

Художница Устина Яковлева и комиссар биеннале Пьер Кристиан Броше на открытии Первой Коми биеннале

Комиссар новой биеннале Пьер Кристиан Броше на открытии похвастался, что ему удалось привлечь лучших, буквально как если бы итальянская сборная по футболу приехала играть с местной командой. К сборной художников присоединились параллельные проекты —"Павильон общества" La Méditerranée и экспозиция Фонда «Сфера» (раньше называвшегося «Фонд Смирнова и Сорокина»). Все участники объехали Коми, но каким приехавшие художники увидели этот край, и что именно в нём разглядели?

Андрей Кузькин. Мечты о радости и свободе, 2021
Вид инсталляции на Первой Коми биеннале

Александра Сухарева увидела и воспроизвела староверские резьбу и клейма. Евгения Воронова — коми-орнаменты на своих пейзажах. Влад Кульков проследил путь Василия Кандинского в его поездке по русскому северу. Алиса Горшенина перевоплотилась в чудь, полумифический народ, населявший эти места в древности. Родион Китаев обнаружил, что память о политических заключенных уходит в землю и исчезает из памяти нынешних жителей Коми. Recycle Group интерпретировали и переработали в цифровую форму промысловый календарь древних охотников. По сути во всех этих проектах речь идёт о разных слоях местной мифологии — народной, природной, даже лагерной — это и есть предмет больше всего интересующий художников. И даже специальный проект «Ловушка/На зверином стиле» Владимира Логутова построен на типологии охотничьей ловушки, которая сегодня превращается в мультимедийную ловушку на зрителя. Именно так сегодня меняется роль мифологии: раньше — на ней строилась социальная жизнь региона, теперь — она служит средством привлечения туристов.

Виталий Трофимов. Весенний циклон над горой Баркова, 1977
Бумага, акварель
Анатолий Бухаров. Воркутинская тундра,
1984
Картон, гуашь, угольный карандаш
Станислав Торлопов.
Полярный Урал, 1964
Картон, масло
Анатолий Бухаров. Север,
1980
Офорт

На втором этаже Национальной галереи фактически в тех же залах, что и проекты нынешней Биеннале, размещена постоянная экспозиция — работы художников позднего советского периода. Увидев их произведения, сначала думаешь — местные, но нет, художники семидесятых-восьмидесятых тоже приезжали открывать Север, как и нынешние. Советские авторы путешествовали вместе в геологическими экспедициями, и сегодня мы бы называли такие поездки арт-резиденциями. Прежнее поколение художников интересовали все те же темы — природа Коми, легенды и ремесла. Их энтузиазм первооткрывателей, интонация «ух ты, какое здесь всё!», составляют интересную параллель нынешним участникам Биеннале. Дело в том, что как рассказывают местные искусствоведы, все эти художники с их впечатляющими ледовыми пейзажами вероятнее всего не доехали до мест, где эти ледовые пейзажи можно было реально увидеть. То, что они изображали, — это тоже работа с мифологией края, вероятно, не всегда осознаваемая. Тем не менее это выстраивание мифологической системы, где сходишь с самолета и сразу вот — ледяные горы, и бураны, и отважные исследователи.

Иван Горшков. Интинский метеорит, 2021
Вид инсталляции на Первой Коми биеннале

Когда речь заходит об арт-резиденциях, этот вопрос всегда возникает: сколько художнику нужно времени, чтобы по-настоящему погрузиться в местный контекст. Три дня, месяц, полгода — можно ли за это время узнать край и людей, которые в нем живут? Не быть поверхностным и не думать, что все понял за короткую поездку? То есть, конечно, можно изобразить айсберги и снежные шторма на основе собственных представлений, что на российском севере и того, и другого должно быть вдоволь. Можно вполне осознано работать с собственными представлениями путешественника и чужака, как поступил, например, Иван Горшков. Понимая, что любая арт-интервенция будет смотреться в этой природе чужеродной, он максимально утрировал эту чужеродность, прокатив на деревянных санках одну из своих надувных скульптур по знаменитому парку Югыд ва. Однако среди участников биеннале есть двое, чья личная и семейная история связана именно с Коми: Устина Яковлева и Игорь Самолёт. И хотя их работы всё равно это взгляд со стороны — уехавшего и вернувшегося художника, но в них ощущается более основательная база, другая степень важности того, что они делают.

Игорь Самолёт. Не все тени отброшены предметами, 2021
Вид инсталляции на Первой Коми биеннале

Предки Устины Яковлевой — выходцы из Коми-села Усть-Цильма и её родные по-прежнему живут в посёлке Семигорье, так что приехав в республику, художница, разумеется, сделала историю про свою семью — маму, тётю, бабушку, прабабушку — женщин, которые ткут, вышивают, вяжут, шьют, и про себя саму, поскольку для Устины традиционное женское рукоделие — это основа искусства, которое она создаёт. Игорь Самолёт закончил Факультет искусств Сыктывкарского университета, а уже оттуда уехал в Школу Родченко. И его возвращение уже состоявшимся художником — это разномастные путевые заметки, записки на экране айфона: скриншоты сообщений на экране, банковские уведомления о транзакциях, плейлисты, сториз и селфи, размышления о лагерной истории края, о его нынешней жизни. Самолёт превратил легкомысленный литературный жанр в еще более поверхностный — ведь что может быть необязательнее обоев экрана блокировки — но сумел рассказать очень многое о пространстве, где учился и которое заново открыл.

Первая Коми Биеннале

Сыктывкар, Республика Коми, Российская Федерация
3 cентября — 10 октября 2021