XX век

,

2010-е

,

Перформанс

,

Реэнактмент

,

Театр

Ника Пархомовская: «Они по-прежнему ненавидят друг друга, но их тела вступают в какое-то иное взаимодействие»

Не так давно в рамках публичной программы «Генеральной репетиции» театральный критик Ника Пархомовская обсуждала с аргентинской художницей и театральным режиссером Лолой Ареас её последнюю постановку. В ней Лола организовала встречу ветеранов Фолклендской войны — вооруженного конфликта между Великобританией и Аргентиной. В одном пространстве оказались бывшие противники, которые были вынуждены проигрывать самые тяжелые события своей жизни заново, и эта и эта встреча очень сильно их изменила. Такое воспроизведение давних и конфликтных событий — всё чаще встречается и в современном искусстве и в экспериментальном театре. Мы поговорили с Никой о том, откуда взялся тренд и почему он действительно важен

Ника Пархомовская

Театральный критик и продюсер, выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы Театрального Лидера». Обозреватель журнала «Театр», сотрудничает с газетой «Ведомости», порталами Colta.ru и «Такие дела». Читает лекции по истории и менеджменту театра и танца. Автор идеи и ведущая семинаров по социальному танцу. Занимается организацией театральных и прочих событий, в частности продюсирует социокультурный проект фонда «Альма Матер» «Квартира» и образовательную платформу современного танца СОТА

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма

В изобразительном искусстве сейчас чрезвычайно популярна стратегия, когда художник приезжает в далекую деревню и вместе с жителями работает над перформансом, где реконструирует прошлое этого места или семейную историю этих людей. Бывает, что автор начинает восстанавливать ремесла, некогда бытовавшие в этом месте, или традиционные музыкальные практики, или организует ярмарку. Все это становится и художественным, и терапевтическим актом, поскольку работает с групповыми травмами и помогает людям ужиться друг с другом. Я вижу, что в области театра происходят очень похожие процессы, однако у вас, наверняка, свои главные герои, своя предыстория подобных реэнактментов, и своя система описания.

Совсем нет. Я считаю, что междисциплинарность — это не просто модный тэг. Всё в мире взаимосвязано: если что‑то возникает в современном искусстве, значит оно уже было в литературе, в кино или в театре, и ему просто нужно дать время проявиться. Мы можем этого не замечать, и может пройти много времени, прежде чем это произойдет. В социальных проектах, в которых я участвую, мы говорим о ризоме: существует некая общая грибница, и её корни — везде, они охватывают абсолютно все области.

Если же говорить непосредственно об истории театра, то реэнактментдля меня — это его суть. Театр постоянно воссоздает ту или иную ситуацию. Как бы мы ни относились к классицизму, нам по‑прежнему важны место, время и единство действия. Когда эта структура распалась, возник постдраматический театр, который их отрицает, но на самом деле природа человека такова, что от этих единств никуда не уйдешь. В театре мы изначально поставлены в ситуацию наблюдения за чьей‑то историей, чьей‑то жизнью, их воссозданием и анализом, и началось это не вчера, а еще в Древней Греции.

Джереми Деллер. Битва при Оргриве, 2001
Фотодокументация перформанса. Участники проекта, бывшие шахтёры и их семьи, в день перформанса
Как развивался театральный реэнактмент в ХХ веке?

Реэнактментом стали заниматься давно, еще в двадцатые годы — разумеется, так его не называя. Например, именно реэнактментом, то есть массовой инсценировкой исторических событий с участием непрофессионалов, позволяющей большому количеству людей проанализировать важные и, как правило, травматичные события их собственного или чужого прошлого, была реконструкция Николаем Евреиновым взятия Зимнего дворца в октябре 1917 в Петрограде 1920 или съемка документального фильма о Парижской коммуне парижанами 1999 года. Сам же термин «реэнактмент» появился в нулевых годах нынешнего столетия в Великобритании. Есть такой несимпатичный мне тренд — считать Англию отсталой, консервативной и ортодоксальной театральной страной. Однако многие прогрессивные идеи современного театра возникли именно в Великобритании или англоязычных странах. Например, документальный театр, который возник как драматургическое направление в Англии, позже был «завезен» в Россию, где и стал модным трендом. В Англии появился также сайт-специфический театр, «Панчдранк», который теперь очень широко распространен в мире и, в частности, в России, где он быстро превратился в коммерческую историю. Я имею в виду «Вернувшихся», «Черного русского», «Пиковую даму» — все эти бесконечные московско-питерские развлечения, которые формально завязаны на место, где разворачивается действие, но на самом деле лишены иммерсивности, поскольку предполагают не погружение, а такое же созерцание витрины и отсутствие реального вступления в контакт, как и конвенциональный театр.

А каковы британские примеры, не развлекательного свойства, где осуществляется реальное погружение?

Мне кажется, театральная компания «Панчдранк» именно так и начинала. Они открыли миру «сайт-специфичность» как погружение и истинную «иммерсивность» — это слово в русском языке сейчас имеет отрицательную коннотацию, однако мне очень нравится оно само по себе, поскольку раскрывает природу театра. Потому что если не возникает проникновения, погружения, контакта, то нет и катарсиса. «Панчдранк» начинали с очень глубокого погружения, однако со временем сильно коммерциализировались. И их американские проекты, такие как «SleepNoMore», не про иммерсивность, а про зарабатывание денег.

Другой пример — это непосредственно реэнактменты. В первую очередь, проект Джереми Деллера «Битва при Оргриве», в котором он реконструировал столкновения шахтеров с полицией восьмидесятых, после того, как тэтчеровское правительство решило закрыть многие шахты и тысячи людей остались без работы.

Джереми Деллер. Битва при Оргриве, 2001
Фотодокументация перформанса. Полиция теснит шахтёров
Для меня это, конечно, чистой воды перформанс, а не театр.

А для меня, конечно, театр, также как «Сделано в Дагенхэме» — это кино, основанное на реэнактменте, которое могло бы сначала быть театром, а затем уже фильмом. Еще один пример удачного реэнактмента — тот, что мы обсуждали на «Генеральной репетиции» с Лолой Ариас. Работа Лолы посвящена Фолклендской войне. Режиссер пригласила трех ветеранов с английской стороны и трех с аргентинской заново разыграть этот конфликт. Правда, в ходе воссоздания давних событий, изменивших, по собственному признанию, их жизнь, выясняется, что воевать‑то было особо не за что, и все жертвы (потому что в той войне, как и в любой другой, были погибшие) оказались напрасны. Драться у героев толком больше не получается, им куда интереснее разговаривать, выпивать, вместе тусоваться в клубе и т. д. И, самое главное, попытаться понять, что они действительно чувствуют теперь по поводу того, что случилось больше тридцати лет назад. Надо сказать, что для русскоязычной публики эти события — абсолютная абстракция, но не для Англии. Мне это известно, потому что в мою первую британскую поездку я жила в семье, где отец был ветераном этой войны, и я точно знаю, что в Британии эта история не пережита. То же самое Лола говорит и про Аргентину. То есть она пригласила людей, которые до сих пор мысленно воюют друг с другом, и объединила на одной площадке. Почему я считаю, что это театральный прием? Потому что театр основан на работе нашего физического тела, которое, как известно, не врет: сколько бы участники ни думали, что они забыли войну, или что они по‑прежнему ненавидят друг друга, но их тела вступают в какое‑то иное взаимодействие. Они возвращаются в 1982 год, который их тела помнят лучше, чем они могут себе представить, и только в пластике, в многомерном пространстве театра им удается что‑то прожить заново и «излечиться» от давних травм.

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма

И тут мы возвращаемся к моему любимому герою ХХ века, человеку, которого театр забыл и не признает своим, — к Якобу Леви Морено, который занимался психодрамой, то есть, в какой-то степени, реэнактментом. Стоит упомянуть и постановки революционных событий через три года после революции в Петербурге, — они тоже были чистейшим театральным реэнактментом, хотя в них участвовали не только актеры, но и люди с улицы. И нельзя забыть о Рудольфе фон Лабане, то есть немецкоязычной театрально-танцевальной традиции. Я сейчас говорю не о его работе, связанной с аутентичным движением, а о его попытках режиссировать многонаселенные представления в Берлине. Это тоже отчасти был реэнактмент, потому что Лабен создавал универсальные партитуры для десятков тысяч человек, которые выполняли набор очень простых движений. В этих движениях были заложены не только двигательные, но и социальные паттерны, то есть способы взаимоотношений людей друг с другом и с обществом, которые раскрывали реальные социальные роли участников, которые воссоздавали события из своей реальной жизни, телом вспоминая и переживая собственную историю. Это были очень сложно выписанные партитуры, для создания которых требовалось сочетание воль каждого конкретного человека. В общем, я веду к тому, что в театре реэнактмент существует довольно давно, но активизировался он в начале XX века как способ психотерапии и возвращения в собственное тело, а через тело — в собственное сознание. Однако называться он так стал только в начале нулевых, когда в Англии стали ставить спектакли, цель которых состояла в воссоздании реальных событий. Для современного реэнактмента важны не гипотетические воспоминания о событиях, которые можно пережить вновь, но о событиях, которые случились именно с теми конкретными людьми, которые сейчас участвуют в постановке. В этом состоит ключевое отличие реэнактмента ХХI века. Конечно, мы можем вспомнить, что еще когда Морено работал с проститутками в Вене 1910-х годов, он просил их воссоздать события собственной жизни. Но все-таки они зачастую воссоздавали не личные истории, а некие архетипические ситуации, начинали играть.

Интересно, что в психодраме Морено не было категории свидетеля. Однако свидетельствование и документирование в современном реэнактменте довольно важны, и это, возможно, связано с влиянием Брехта. Помимо прочего в культуре ХХ века влияние Брехта состоит в том, что он зафиксировал разлом, отчуждение, отстранение от собственного тела, попытку выйти за свои пределы. По большому счету, Брехт сказал, что мы отчуждены от собственных тел, — с его точки зрения, это хорошо, с моей, плохо, — и двинул театр вообще и реэнактмент в частности в сторону постоянной оценки, постоянной рефлексии. Реэнактмент — и это важно — удивительным образом соединяет воспроизведение реальных событий и их оценку. На нашем паблик-токе я спрашивала у Лолы: как ты остаёшься беспристрастной, как тебе это удается? Она мне ответила: «А я не хочу быть беспристрастной, не хочу притворяться, что я не аргентинка, что я не видела людей, которые спиваются, потому что они проиграли эту странную войну, что в детстве я не встречала инвалидов на колясках. Я аргентинка, у меня есть своя правда, я пристрастна в этой истории, она меня беспокоит, и только поэтому я могу её воссоздать».

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма

Для меня эта история в пространстве современного искусства началась с Кейджа и Капроу, которые провозгласили, что на их хеппенингах не должно быть зрителей, а только участники. Если ты пришел посмотреть, то ты уже в игре, и все твои действия становятся частью работы, неважно, отклонился ли ты от банки летящей в тебя краски, или принимал реальное участие в действия. И включение зрителя в ткань произведения — это вся история искусства второй половины ХХ века, поскольку зрительское участие постепенно нарастает — от права на интерпретацию, до реального соавторства с художником, творческого вмешательства в процесс создания работы. По этому поводу было огромное воодушевление, а потом тяжелое разочарование. Поскольку к началу 2000‑х выяснилось, что далеко не каждый человек художник, что Бойса неправильно поняли, а творческое участие зрителя постепенно свелось к минимальным действиям внутри прописанного художником алгоритма или к физическому присутствию в работе, которая меняется от его веса, температуры тела, запаха или цвета глаз. И реэнактмент некоторым образом берет реванш от лица зрителей — здесь он может физически включиться в создание произведения, внести какой‑то реальный вклад, но при этом ничего не испортить отсутствием художественного таланта. И мне представляется, что это возвращение зрителя связано еще и с переменой установок не только художника, но и аудитории.

Не знаю, как современное искусство, но театр понял Бойса правильно. Бойс говорил не том, что у каждого есть художественный навык, но у каждого есть творческая интенция. О том же самом говорили и древние, и вся психология начала ХХ века, в первую очередь, Юнг. Однако Бойс заявил об этом наиболее внятно, поскольку был человеком, который заглянул за край и увидел жизнь и смерть как единое пространство. Мне представляется это очень конструктивным подходом — когда ты не переживаешь бесконечно конечность жизни, а просто знаешь, что, когда ты живой, ты одновременно уже и мертвый. Давайте посмотрим, что требует от своего зрителя конвенциональный театр. Зрителю говорят: «Ты живой! Включись и сопереживай!». И тут же: «Но вообще, ты мертвый. Ты три или четыре часа сидишь в неудобной позе, не двигаясь, переживая события только в своей голове». То есть человека отчуждают от его тела. К счастью, мысль Бойса была услышана перформерами и теми, кто практиковал альтернативный театр. Они долгие годы находились за пределами конвенционального театра, но на самом деле перформанс — такая же часть современного театра, как и искусства, та самая зона, где театр и современное искусство встречаются. И поскольку в перформативных практиках реализуется жизнь тела, слова Бойса тут откликаются ярче всего. Можно вспомнить перформанс больной раком Анны Халприн, когда она кричала перед зеркалом и тем самым исторгала из себя болезнь. У этого зрелища были зрители — то есть она занималась не психотерапией тет-а-тет с зеркалом и смертью, а осуществляла перформанс при небольшом скоплении людей. И их энергия, с одной стороны, давала ей силы для личной борьбы, но одновременно оказывалась и источником исцеления для них самих. А возвращаясь к исходному утверждению — театр очень давно этим занимается, просто не всегда это формулирует и артикулирует. В нулевые случился не концептуальный переворот и даже не переворот в сознании зрителя, а просто появилась новая терминология. К этому времени было накоплено такое количество ресурсов, что стало можно называть вещи своими именами.

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма
Однако сейчас случился какой-то бум реэнактментов, причем, с моей точки зрения, этот запрос идет со стороны зрителя: дайте нам поучаствовать.

Мне кажется, что здесь другая причинно-следственная связь. Вся философия первой половины ХХ века, в частности Витгенштейн и Хайдеггер, говорили об отчуждении от себя, как они это понимали и фиксировали. Однако самим зрителям до конца ХХ века это понятно не было, они просто принимали навязанные им правила игры, они чувствовали то и так, как им было сказано. В начале ХХI века зритель вдруг понял, что он терпел долго, но теперь его терпение закончилось. Он может быть художником в бойсовском смысле, перформером, он не просто творит спектакль самим актом смотрения. Оказалось, что не только нет театра, если нет зрителя, но нет актера, если нет зрителя. И две функции — актера и зрителя — стали стремительно соединяться. Возникли проекты типа «Rimini Protokoll», где вы приходите в гости на спектакль, где нет никаких актеров, и вам говорят, что вы все сами сыграете. Сам себе актер — это основной принцип ХХI века, это опять же существовало всегда, но не в такой очевидной, не в такой радикальной форме.

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма

Мне кажется, что дело еще и в бесконечной самореализации, на которой сейчас все немного зациклены. И зрители хотят подпитки со стороны, чтобы люди искусства в широком смысле этого слова дали им тот творческие импульс которого им не хватает в себе. Все же хотят уйти из системы: раньше это был дауншифтинг, сейчас панацеей от смерти кажется творчество. И кажется, что творчество — это проще, чем их прежняя работа, а когда не получается творить самим, они ждут, что им помогут включением в чужие проекты, которые сделают их лучше, найдут для них смысл жизни.

Во-первых, не все. Это иллюзия. Масса людей прекрасно живет без искусства, не хочет ничего творить, отчуждена от своих тел. Наш консьюмеристский мир их вполне устраивает. Однако есть и другие люди, которым плохо, которые ищут, которые занимаются экстремальными видами спорта или идут к психотерапевту, в общем, находят варианты. Искусство — это только один из способов «терапии». Но также это площадка для революционных разработок, потому что оно не про правила, а про их нарушение. И мне очень нравится, что театр дает то, чего, возможно, не дает людям современное искусство, он честно говорит: «Идите на сцену, ставьте свой спектакль. Считаете, вы плохие актеры? Отлично вот вам „100 % Воронеж“ — там ничего не нужно играть!». Когда я интервьюирую его участников, они говорят: «Это не спектакль, это концерт». Однако в процессе интервью они вдруг осознают, что все‑таки играли, что театральная игра — это не обязательно грим и костюмы, и в какой‑то момент они принимают её правила (или не принимают). Однако для них это всегда способ психотерапии. И в чем отличие настоящего реэнактмента от ненастоящего? Настоящий всегда создает среду, удобную для психотерапии, а под психотерапией я понимаю творчество. То есть вопрос в том, реально ли ты что‑то можешь сделать с собой в этот момент, со своей жизнью, со своим телом. Или это просто картинка, которую тебе предлагают, чтобы ты посмотрел, перелистнул и пошел дальше. В этом смысл всего социального искусства: не в изменении какого‑то гипотетического общества, а на изменении каждого конкретного человека. В идеале театр всегда нацелен не на то, что происходит в абстрактном зале, а на то, что происходит с каждым конкретным участником, неважно зритель это или актер. И когда они объединяются — эффект гораздо больше.

Театр войны, 2018. Режиссёр Лола Ариас
Аргентина, Испания, Германия, 73'00''. Кадр из фильма

Возвращаясь к вашему вопросу: сейчас отчуждение в консьюмеристском мире достигло запредельных высот, из‑за этого все выплеснулось наружу. Стало невозможно не замечать очевидные вещи, которые существовали всегда. В этом смысле человек не изменился, изменились его потребности. Произнесенные вслух, они стали более очевидны. И первым, кто это вскрыл, был Морено. Психодрама, с моей точки зрения, — это одно из лучших театральных изобретений на протяжении многих веков, но ее до сих пор относят лишь к области психологии.

На мой вкус сейчас очень много всего предлагается под видом изменения себя — в этом и состоит запрос общества, но реальных изменений не происходит. Кто может оценить: произошло ли что‑то под влиянием «Remote Moscow»? Может да, но на мой взгляд нет. Бродя с участниками проекта, я все думала: да, что же всё так поверхностно? Будь здесь художник, он бы резал аудиторию по‑живому, а здесь нам предлагают поиграть в терапию.

Если постановка побудила человека изменить что‑то в себе, если он больше не ходит в театр посмотреть, как другие люди дрыгают ногами и произносят нелепые тексты, которые не имеют к нему отношения, значит цель достигнута. Однако это может зафиксировать только конкретный человек и только в себе самом. Ни один художник не знает точно, что произойдет с каждым его зрителем, как отзовется его замысел. Но для меня любой творческий импульс, который дает искусство, это всегда терапия. Я все чаще отказываюсь идти в театр как театральный критик, чтобы просто посмотреть спектакль, который ничего во мне не изменит, написать об этом текст и получить за него деньги. Я хочу ходить в театр, который каким‑то образом меняет меня и мою жизнь. В этом смысле реэнактмент — это идеальный театр.