Арт-ярмарки

,

Арт-пространство

,

Санкт-Петербург

Независимая ярмарка современного искусства PORT ART FAIR в «Севкабель Порту» и её окрестности

Пока значительная часть московской арт-общественности отправилась в Нижний на ярмарку «Контур», другая, более авантюрно настроенная её часть поехала в Питер — в надежде увидеть новое для себя искусство и не обманулась в своих ожиданиях.

Вид на Финский залив и вантовый мост из «Севкабель Порта», Санкт-Петербург

«Севкабель Порт» — это творческое и общественное пространство с невероятным видом на Финский залив и вантовый мост через Корабельный фарватер. Говорят, — второе по популярности место для свиданий после «Новой Голландии». В конце XIX века здесь располагалось производство компании «Сименс и Гальске», ответственной за электрификацию всего Петербурга и телеграфную связь двух российских столиц. В советский период завод был национализирован, потом перешёл в частные руки, но продолжал работать на прежнем месте до 2017 года. Затем собственник перенес производство кабеля в Воронеж, а освободившиеся цеха отдал под околотворческие проекты совершенно разного масштаба — архитектурные бюро, мастерские крафтовых обложек для паспортов и деревянных шпилек для волос, микрокнижный, уроки рисования, зимой здесь открывается каток с видом на море и круглый год работает барная линия, разумеется, тоже с видом на море. От причала отправляются прогулочные катера к Английской набережной и Зимней Канавке. При этом в «Севкабель Порту» совершенно нет глянцевости и лоска, пока это дикое в самом хорошем смысле пространство. Поэтому свои впечатления от ярмарки, которая проходит здесь уже третий год, не хочется оформлять в стройный текст, кажется, что набросанные в беспорядке мысли будут даже более уместны.

«Севкабель Порт», Санкт-Петербург
  • В последнее время мои коллеги (честно сказать, и я тоже) жалуются, что всё современное искусство в Москве плавно перешло в разряд декоративно-прикладного, в нём не осталось ни мыслей, ни живых чувств, ни страсти. Вот и устроители питерской ярмарки как раз сделалиArt&Craft главной темой своего третьего издания (в 2023 году были «Отражения», а в 2024-м кураторы интерпретировали образ цветочной поляны как метафоры многообразия"). Но хотя крафта и правда было много, впечатления от PORT ART оказались совсем другими. Как будто дети раздобыли где-то большой ящик с карандашами, красками, мелками и глиной и решили, что теперь они могут абсолютно всё! Мир принадлежит им! Подозреваю, что многие художники, кураторы и журналисты приходили в современное искусство в поисках именно таких ощущений. А потом это чувство свободы и всемогущества куда-то пропало и растворилось, мы и не заметили как. В общем, на ярмарке в «Севкабель Порту» можно было вспомнить, ради чего вообще затевалось всё это современное искусство.

Ярмарка PORT ART FAIR. «Севкабель Порт», Санкт-Петербург
  • Конечно, если уж необходимо всё сравнивать с Москвой, то PORT ART больше всего похож на ярмарку молодого искусства BLAZAR. Вот только ни гламура, ни порядка, ни светскости в питерской ярмарке нет и в помине. Есть шершавость, неровность и ощущение жизни. Художники почти все юные, для многих это самая первая ярмарка в жизни. Из почти тысячи заявок организаторы отобрали 87, но принимали только художников, которые в прошлом году не участвовали — все имена должны были быть новыми. Соответственно цены на свои работы ребята назначали явно с потолка: вот сколько, например, может стоить этот керамический кит в пупырышках? А эта полотно с очень готичной ёлкой? Пять тысяч? Десять? Пятнадцать? Одна из работ художницы Веры Шамот изображает ящик с игрушками с надписью «Забирайте, мы выросли». Так вот, они не выросли! И это отличная новость. Так что близкие по уровню работы можно было найти за очень разные деньги, и получилось самое подходящее мероприятие для азартных покупателей, которые увлечённо ищут сокровища.

Ярмарка PORT ART FAIR. «Севкабель Порт», Санкт-Петербург
  • Помимо заявок от художников, PORT ART принимал заявки и от галерей. И как раз в галерейной секции можно было обнаружить знакомые имена: был стенд от казанской «Смены», «Сообщества современных Сибирских художников», «Башйорт» из Уфы. Кого-то из прошлогодних новичков расхватали галереи, так что у тех тоже был шанс.
Ярмарка PORT ART FAIR. «Севкабель Порт», Санкт-Петербург
  • Организаторы рассказывали, что в своих мероприятиях сознательно стараются избегать претензий на светскую хронику. Пространству и правда больше подходит молодая аудитория — друзья друзей художников, которые и правда постарались, нарядившись на вернисаж в какие-то совершенно дикие, явно самодельные костюмы. Вокруг слышались возгласы: «Это можно пощупать!», «А вот в этом можно подавать желе!» Ну, конечно, можно! Но только очень смелым гостям с крепкими желудками!
Вид экспозиции «Частный сектор» в арт-пространстве «Стрит-арт Хранение», Санкт-Петербург
  • Если уж ехать в «Севкабель Порт», нельзя не зайти в другие арт-пространства, расположенные на территории бывшего завода. Самое интересное из них — «Стрит-арт Хранение». Чтобы не вводить читателя в заблуждение, стоит пояснить, что никто не выламывает граффити из стен и не забирает работы с улиц. Сама эта идея противоречит основному принципу стрит-арта — это искусство мимолётное, оно рождается, чтобы поверх твоего рисунка кто-то сделал свой, чтобы коммунальные службы превратили твою фреску в набор разноцветных квадратов, в крайнем случае, — чтобы изображение выгорело на солнце и рассыпалось в прах. Однако искусствоведам мучительна мысль, что все эти сокровища просто так исчезнут и нам не останется ничего, кроме фотографий. Поэтому «Стрит-арт Хранение», основанное Игорем Поносовым и Михаилом Астаховым, собирает станковые работы уличных художников — выполненные в той же манере, что и уличные произведения, они вполне передают стиль своих авторов и их идеи. И это настоящее, живое искусство, а не просто фотографии стен, где давно уже нет никаких работ. Сейчас в «Хранении» открылась выставка «Частный сектор» — произведения из личных коллекций от Красноярска и до Петербурга, но вне зависимости от конкретного проекта вся коллекция находится в доступе для посетителей. Чем особенно хорош стрит-арт — он максимально ориентирован на случайного зрителя, для понимания работ не требуется специального образования и сотни прочитанных книг. Конечно, кураторы и медиаторы могут рассказать множество увлекательных историй из жизни художников, но работы вполне способны и сами за себя постоять.

Стена-галерея «Двор», Севкабель Порт, Санкт-Петербург
  • Второе важное пространство — полузакрытое, полусекретное, находится оно в той части завода, которая называется «Исткабель». «10.203» — это мастерская, которая больше всего напоминает арт-берлогу для шести стрит-художников. Путь к ней пролегает сквозь заполненный разным уличным искусством двор, затем нужно подняться по лестнице мимо инклюзивного пространства «Нормальное место» и магазина винтажа, этажом выше как раз и располагается пространство, где квартируют художники, но там же проводятся и выставки, скажем так, более экспериментальные, чем в «Стрит-арт Хранении», хотя круг участников вполне может быть один и тот же.

Мастерская «10.203», Санкт-Петербург
  • Из «Севкабель Порта» прекрасно видно модернистское здание «Морского вокзала» 1973—83 годов. Пишут, что его главный архитектор Виталий Сохин ездил по портовым городам Европы, чтобы перенять опыт, и обнаружил, что «оказывается, нигде в мире морских вокзалов не строят». Поэтому водный аналог Пулково ему пришлось придумывать самому. Раньше сюда приходили паромы из Швеции и Финляндии, теперь «Морской вокзал» стал по сути бизнес-центром, но местные советуют сделать серьёзное лицо, поздороваться с охраной и как ни в чем не бывало пройти мимо, чтобы посмотреть здание изнутри.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», Санкт-Петербург
  • Совсем рядом с «Севкабелем» находится и Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» — одна из важнейших работ архитектора Якова Чернихова и шедевр советского конструктивизма, построенный в 1930 году. Башню, напоминающую по форме гвоздь, отреставрировали совсем недавно. Говорили, что аварийное здание начали приводить в порядок, поскольку собственники решили приспособить заводские цеха под офисныепространства, но сейчас туда въехала Высшая школа экономики, и об офисах пока речи нет. Впрочем, обычная сегодня схема, когда собственники приводят в порядок какой-нибудь важный объект конструктивизма, а потом всё вокруг застраивают жильём бизнес-класса наблюдается и здесь.

Наверное, вы уже поняли главную идею этого текста — что в западной части Васильевского острова можно замечательно провести пару дней, буквально никуда оттуда не отлучаясь. Это и правда так.

PORT ART FAIR
15—18 мая 2025 года,
Севкабель Порт,
Васильевский остров, Санкт-Петербург