Не только «Демон»: в Москве открылась крупнейшая выставка Врубеля
Где: Государственная Третьяковская галерея
Когда: 3 ноября 2021 — 8 марта 2022
В Третьяковской галерее открылась выставка Михаила Врубеля: 3 этажа, более 300 произведений, включая внушительный корпус рисунков, — это самый масштабный ретроспективный проект за последние 65 лет.
Врубель уникален и манерой письма, и складом характера, и особым к нему отношением современников. Во-первых, этот художник — невероятный эстет. Проявлялось это не только в искусстве, но и в повседневной жизни — он всегда очень изысканно, если не сказать вычурно, одевался и сам же придумывал оригинальные наряды для жены-певицы. Константин Коровин вспоминал, что как-то Врубель взял взаймы у него 25 рублей и почти на все деньги купил флакон духов, чтобы вымыться ими в тазу, зато свой собственный рисунок он мог продать случайному покупателю за три рубля. В другой раз Врубель купил себе белые лайковые перчатки и, надев их раз, бросил, сказав: «Как вульгарно!». Когда в Киеве с ним познакомился художник Лев Ковальский, он был поражен тем, как Врубель выглядел: в черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах, художник походил на венецианца с картины Тинторетто или Тициана.
Утонченность, изысканность и стремление к красоте воплощалось и в творчестве Врубеля: его мало интересовали переживания передвижников о бедственном положении крестьян, а идеи Толстого о том, что искусство должно быть полезно народу, он и вовсе воспринимал в штыки. Эфемерные образы русалок, демонов, сказочных царевен и принцесс — вот его стихия, однако манера Врубеля была не просто необычна для его времени, её откровенно не принимали. Считалось, что он «уродует красивый сюжет», что у него «бедное воображение», его живопись слишком тёмная и в ней слишком много утрированной декоративности, которая начисто стирает глубину замысла. Екатерина Ге — невестка художника Николая Ге — писала, что Врубель рисует какими-то непонятными квадратами и потом эти квадраты раскрашивает. Сам Ге работал иначе — писал широко и размашисто.
Однако эта странная манера письма, обращавшая холст в россыпь мерцающих самоцветов, стала визитной карточкой мастера. Переливающиеся мазки-осколки окружают демонов, обрамляют Царевну-Лебедь, и на этом же приёме построено оформление выставки: в стенах прорублены ассиметричные «окна», им вторят изломанные линии залов, даже сиденья для отдыха посетителей оформлены как обломки скал. В качестве основного цвета стен выбран холодный сиреневый — он выгодно оттеняет не только цветочные композиции, но красиво подчёркивает серебристо-лиловую гамму остальных работ.
На выставке много интересных дизайнерских решений, например, большой портрет Саввы Мамонтова поместили в отдельную нишу между двумя скульптурными изображениями львиных голов. Мамонтов — один из немногих друзей и покровителей художника, кто всегда стоял за него горой. Например, когда экспертный совет нижегородской ярмарки отказался брать работы Врубеля, Савва построил для него отдельный павильон.
Необычно представлено и панно «Цветы» — это три потолочных плафона. Если бы их просто повесили на стену, композиция казалось бы неправильной из-за перспективного искажения. Поэтому все три части расположили горизонтально на небольшом подиуме, а над ними повесили зеркало: таким образом зрители могут рассмотреть и фактуру работы вблизи и общую композицию в отражении на потолке.
Хотя публика активно демонстрировала Врубелю свою неприязнь, сам он никогда не сомневался в своём таланте и не боялся критиковать других художников. Например, когда в Костроме Валентину Серову и Константину Коровину заказали «Хождение Христа по водам» для местной церкви, приятели долго мучились над композицией. А Врубель язвительно прокомментировал, что ему, настоящему художнику, созданному для монументальной живописи, заказов не дают, а «чёрт знает кому — дают».
Как и резкость суждений, эксцентричность Врубеля многим не нравилась, но такими были все его поступки. Коровин вспоминал, как летом они вместе пошли купаться, и он заметил у Врубеля длинные белые шрамы. Оказалось, это от несчастной любви: «Поймете ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались». Возлюбленной оказалась жена Адриана Прахова, одного из первых крупных заказчиков Врубеля. Однако Эмилия Львовна (её огромные глаза угадываются во многих врубелевских образах Богоматери) в отличие от художника их роман никогда серьезно не воспринимала.
Хотя Врубель и считал себя гением, свои работы он мало ценил, часто писал одну поверх другой. Однажды Васнецов прибежал к тому же Прахову, восхищенный невероятной картиной Богоматери, которую увидел у Врубеля в подсобке. Однако на следующей день на ее месте красовалась рыжая акробатка — Врубель сходил в цирк, впечатлился и за неимением лишнего холста переписал святой образ.
Самый знаменитый образ Врубеля — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал по 14 часов, никого не принимая и не выходя на улицу, уже готовое лицо он в исступлении переписывал снова и снова и совсем лишился сна. А потом Третьяковская галерея отказалась купить работу — и Врубель оказался в больнице. Таким образом жизнь художника, а вслед за ней экспозиция оказались разделены на «до» клиники и «после».
Второй уровень экспозиции, тот, что после клиники, не означает, что здесь нечего смотреть, кроме больничных рисунков. В этот период написаны, например, суровый «Шестикрылый серафим», волшебная «Жемчужина» и очередной портрет жены «После концерта» в платье по эскизу Врубеля. Тем не менее, в жизни художника наступил явный кризис, умер его единственный сын Савва, знакомые отмечали его явное тяжелое состояние — хищный взгляд, растрепанные волосы, тяжелую походку. И всё же, стоило ему взять в руку карандаш, в нем сразу просыпался тот самый художник, что за два-три часа способен нарисовать точный и выверенный портрет. Например, Валерия Брюсова — работа находится у самого выхода с выставки. Врач Федор Усольцев писал, что тяжело больные пациенты первым утрачивают эстетическое чувство, а у Врубеля к концу его жизни осталось только переживание красоты. Погрузиться в его волшебный и мрачный мир до 8 марта 2022 года в Третьяковской галерее.