ГТГ

,

Москва

,

Выставки

Не только «Демон»: в Москве открылась крупнейшая выставка Врубеля

Где: Государственная Третьяковская галерея
Когда: 3 ноября 2021 — 8 марта 2022

В Третьяковской галерее открылась выставка Михаила Врубеля: 3 этажа, более 300 произведений, включая внушительный корпус рисунков, — это самый масштабный ретроспективный проект за последние 65 лет.

Врубель уникален и манерой письма, и складом характера, и особым к нему отношением современников. Во-первых, этот художник — невероятный эстет. Проявлялось это не только в искусстве, но и в повседневной жизни — он всегда очень изысканно, если не сказать вычурно, одевался и сам же придумывал оригинальные наряды для жены-певицы. Константин Коровин вспоминал, что как-то Врубель взял взаймы у него 25 рублей и почти на все деньги купил флакон духов, чтобы вымыться ими в тазу, зато свой собственный рисунок он мог продать случайному покупателю за три рубля. В другой раз Врубель купил себе белые лайковые перчатки и, надев их раз, бросил, сказав: «Как вульгарно!». Когда в Киеве с ним познакомился художник Лев Ковальский, он был поражен тем, как Врубель выглядел: в черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах, художник походил на венецианца с картины Тинторетто или Тициана.

Михаил Врубель за работой, 1898

Утонченность, изысканность и стремление к красоте воплощалось и в творчестве Врубеля: его мало интересовали переживания передвижников о бедственном положении крестьян, а идеи Толстого о том, что искусство должно быть полезно народу, он и вовсе воспринимал в штыки. Эфемерные образы русалок, демонов, сказочных царевен и принцесс — вот его стихия, однако манера Врубеля была не просто необычна для его времени, её откровенно не принимали. Считалось, что он «уродует красивый сюжет», что у него «бедное воображение», его живопись слишком тёмная и в ней слишком много утрированной декоративности, которая начисто стирает глубину замысла. Екатерина Ге — невестка художника Николая Ге — писала, что Врубель рисует какими-то непонятными квадратами и потом эти квадраты раскрашивает. Сам Ге работал иначе — писал широко и размашисто.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900
Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890
Михаил Врубель. Утро, 1897

Однако эта странная манера письма, обращавшая холст в россыпь мерцающих самоцветов, стала визитной карточкой мастера. Переливающиеся мазки-осколки окружают демонов, обрамляют Царевну-Лебедь, и на этом же приёме построено оформление выставки: в стенах прорублены ассиметричные «окна», им вторят изломанные линии залов, даже сиденья для отдыха посетителей оформлены как обломки скал. В качестве основного цвета стен выбран холодный сиреневый — он выгодно оттеняет не только цветочные композиции, но красиво подчёркивает серебристо-лиловую гамму остальных работ.

На выставке много интересных дизайнерских решений, например, большой портрет Саввы Мамонтова поместили в отдельную нишу между двумя скульптурными изображениями львиных голов. Мамонтов — один из немногих друзей и покровителей художника, кто всегда стоял за него горой. Например, когда экспертный совет нижегородской ярмарки отказался брать работы Врубеля, Савва построил для него отдельный павильон.

Необычно представлено и панно «Цветы» — это три потолочных плафона. Если бы их просто повесили на стену, композиция казалось бы неправильной из-за перспективного искажения. Поэтому все три части расположили горизонтально на небольшом подиуме, а над ними повесили зеркало: таким образом зрители могут рассмотреть и фактуру работы вблизи и общую композицию в отражении на потолке.

Вид экспозиции «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской Галерее
Вид экспозиции «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской Галерее
Вид экспозиции «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской Галерее
Вид экспозиции «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской Галерее

Хотя публика активно демонстрировала Врубелю свою неприязнь, сам он никогда не сомневался в своём таланте и не боялся критиковать других художников. Например, когда в Костроме Валентину Серову и Константину Коровину заказали «Хождение Христа по водам» для местной церкви, приятели долго мучились над композицией. А Врубель язвительно прокомментировал, что ему, настоящему художнику, созданному для монументальной живописи, заказов не дают, а «чёрт знает кому — дают».

Как и резкость суждений, эксцентричность Врубеля многим не нравилась, но такими были все его поступки. Коровин вспоминал, как летом они вместе пошли купаться, и он заметил у Врубеля длинные белые шрамы. Оказалось, это от несчастной любви: «Поймете ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались». Возлюбленной оказалась жена Адриана Прахова, одного из первых крупных заказчиков Врубеля. Однако Эмилия Львовна (её огромные глаза угадываются во многих врубелевских образах Богоматери) в отличие от художника их роман никогда серьезно не воспринимала.

Михаил Врубель. Демон поверженный, 1901—1902

Хотя Врубель и считал себя гением, свои работы он мало ценил, часто писал одну поверх другой. Однажды Васнецов прибежал к тому же Прахову, восхищенный невероятной картиной Богоматери, которую увидел у Врубеля в подсобке. Однако на следующей день на ее месте красовалась рыжая акробатка — Врубель сходил в цирк, впечатлился и за неимением лишнего холста переписал святой образ.

Самый знаменитый образ Врубеля — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал по 14 часов, никого не принимая и не выходя на улицу, уже готовое лицо он в исступлении переписывал снова и снова и совсем лишился сна. А потом Третьяковская галерея отказалась купить работу — и Врубель оказался в больнице. Таким образом жизнь художника, а вслед за ней экспозиция оказались разделены на «до» клиники и «после».

Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904
Михаил Врубель. Жемчужина, 1904
Михаил Врубель. После концерта, 1905
Михаил Врубель. Портрет поэта Валерия Брюсова, 1906

Второй уровень экспозиции, тот, что после клиники, не означает, что здесь нечего смотреть, кроме больничных рисунков. В этот период написаны, например, суровый «Шестикрылый серафим», волшебная «Жемчужина» и очередной портрет жены «После концерта» в платье по эскизу Врубеля. Тем не менее, в жизни художника наступил явный кризис, умер его единственный сын Савва, знакомые отмечали его явное тяжелое состояние — хищный взгляд, растрепанные волосы, тяжелую походку. И всё же, стоило ему взять в руку карандаш, в нем сразу просыпался тот самый художник, что за два-три часа способен нарисовать точный и выверенный портрет. Например, Валерия Брюсова — работа находится у самого выхода с выставки. Врач Федор Усольцев писал, что тяжело больные пациенты первым утрачивают эстетическое чувство, а у Врубеля к концу его жизни осталось только переживание красоты. Погрузиться в его волшебный и мрачный мир до 8 марта 2022 года в Третьяковской галерее.