Москва

,

Выставки

На районе / За пределами центра

Где: Различные площадки в Москве
Когда: Осень 2019 года

Всю вторую половину октября в Москве проходили открытия, премьеры и презентации в рамках проекта «На районе / За пределами центра». Он был инициирован Австрийским культурным форумом в Москве, а точнее, его директором Симоном Мразом, ещё в начале 2018 года. С тех пор проводилась исследовательская и подготовительная работа. Этой осенью сразу на нескольких площадках от «Гоголь-центра» до Музея индустриальной культуры в Люблино подводили итоги и рассказывали о планах — проект продлится до 2020 года.

По мнению Симона Мраза, «Москва — это не только Красная площадь и Кремль, это множество районов, где формируется культура сегодняшнего и завтрашнего дня». Обратив внимание на сходство культурных генотипов Москвы и Вены, организаторы проекта пригласили к участию более 60 российских и зарубежных художников, которые либо создавали оригинальные работы, либо трудились над адаптацией успешных австрийских моделей. Все события проекта можно разделить на три группы.

Дмитрий Грин. Искренний посев, 10 августа 2019
Фотодокументация перформанса. В рамках проекта «На своём месте»

Ярче всего объединяющий принцип всей программы продемонстрирован в проекте «На своём месте». Его авторы исследовали конкретные районы путём знакомства и взаимодействия с их жителями. По предложению кураторов Кристины Пестовой и Анны Козловской на протяжении пяти месяцев русские художники осваивали городское пространство спальных районов вокруг своих мастерских, а участники работающей на «Фабрике» австрийской арт-резиденции — различные территории по всему городу. Наиболее зрелищным примером того, как художнику удалось сделать своё присутствие видимым для окружающих, стал опыт Анны Таганцевой-Кобзевой. Её мастерская расположена в Лефортово, в здании завода «Мосштамп», но на время проекта студией художницы стало небольшое просматриваемое со всех сторон помещение в ближайшем торговом центре, куда мог зайти любой желающий. В рамках проекта художники и кураторы активно взаимодействовали не только с жителями, но и с местными властями — причём не всегда удачно. К примеру, разрешение на установку модели Шуховской радиобашни высотой с хрущёвку, которая, по замыслу Ханнеса Цебедина, должна была стать реальной заменой виртуальному общению соседей, получить не удалось. Функцию саморефлексии в проекте выполнял комикс Алексея Йорша, созданный по итогам его разговоров с художниками про их планы и про то, как они воплощаются в жизнь.

В выставочном зале «Артхаус» на «Фабрике» помимо результатов работы художников также был представлен схематический план Москвы, на котором любой желающий мог точкой отметить свою мастерскую, если она у него есть. Согласно исследованию кураторов, чуть меньше 80% опрошенных художников считают, что в сегодняшних условиях стационарная студия им необходима. Ставя точку на карте Москвы, художники символически заявили о своём решении противостоять закрытости художественного мира.

Название проекта «Однушка» носит и арт-резиденция, результаты работы которой можно было увидеть на выставке, и одноимённая социальная скульптура (художник Елена Колесникова, куратор Елена Ищенко), ставшая домом для резидентов. Само пространство представляет собой воссозданную типовую «однушку» в бывшем офисе продаж жилого комплекса «Ново-Молоково». По замыслу художницы и куратора, после того как все квартиры проданы, на смену отношениям купли-продажи должны придти добрососедские отношения, а поспособствовать этому может контакт жителей с резидентами «Однушки». Одной из них стала Варвара Геворгизова с проектом «Худюшка»: художница писала картины, худела согласно заранее разработанному плану и приглашала жителей делать то же самое. Желающих похудеть нашлось немного (кто‑то даже пытался подкармливать художницу), зато картины действительно вызывали интерес. Кроме того, в витринах первых этажей некоторых домов в «Ново-Молоково» были выставлены макеты уличных скульптур. За установку одной из них жители ЖК могут проголосовать.

Марго Овчаренко. Женский футбольный клуб «Чертаново», 2019
Фотография. В рамках выставки «За пределами центра — районы и периферия с точки зрения российских художников и художественные проекты из адаптированной для Москвы программы Basis.Kultur.Wien-Shift» в Культурном центре ЗИЛ, Москва

В кинотеатре «Звезда» прошла премьера коллективного кинопортрета города «Я — Москва» (куратор Ксения Гапченко, режиссёр Маргарита Захарова). Это адаптация успешной модели, запущенной Австрийским музеем кино в Вене. Сама картина представляет собой нарезку из любительских фильмов, которые присылались на сайт проекта в течение полугода. Результат — уникальная городская хроника, охватывающая последние 40 лет, портрет-коллаж Москвы, но не парадный, а любительский, состоящий из сцен семейной жизни, городских зарисовок и исторических кадров.

Выставка Пасмура Рачуйко «Ты мне нравишься» открылась не на окраине, а вполне себе в центре, в «Гоголь-центре». Для Москвы это первая и очень долгожданная персональная выставка художника, который тонко и изобретательно работает с темой периферии. Персональная выставка Мишель Пагель «Полли хочет крекер» открылась в Доме на набережной, а точнее — в квартире самого Симона Мраза. Тема бытового насилия, с которой работает Пагель, одинаково актуальна как для периферии, так и для центра. При этом в визуальном плане её работы не отталкивают, а наоборот — притягивают. Сама художница комментирует это так: «Для меня важно, чтобы мои скульптуры не иллюстрировали позицию жертвы; искусство должно не изображать настоящую жестокость, а предлагать метафоры, позволяющие её осмыслять, обсуждать и предотвращать». Выставка «Где живут вещи» проходила в Люблино, в Музее индустриальной культуры — эта площадка существует уже давно, хотя и находится под постоянной угрозой закрытия. Раблезианский размах музея, довольно хаотично вобравшего в тебя тысячи реликтов советской эпохи от груды утюгов до шпиля легендарной Галичской вышки, поглощает представленные здесь же фотоработы Клауса Пихлера. На снимках — портреты, являющиеся частью проекта «Феномен складов для хранения вещей», созданного по заказу Музея города Вены. Модель так называемых self-storage (складов самообслуживания — арендуемых помещений для хранения вещей, которые жалко выбросить) возникла в 1960‑х годах. В Австрии эти услуги востребованы несравнимо больше, чем в России.

Александр Ануфриев. Новая Москва, 2017
Фотография. В рамках выставки «За пределами центра — районы и периферия с точки зрения российских художников и художественные проекты из адаптированной для Москвы программы Basis.Kultur.Wien-Shift» в Культурном центре ЗИЛ, Москва

Проектом, способствующим переносу австрийского опыта в российские реалии, стала и выставка «Венская модель социального жилья. История успеха» в Культурном центре ЗИЛ — это экскурс в историю социального строительства в Вене. Венская типология Gemeindebau, муниципального жилья, отмечает в этом году 100‑летний юбилей. Сегодня более 60% жителей Вены проживают в таких квартирах. Одновременно с открытием выставки прошла презентация проекта «За пределами центра», который будет реализован весной 2020 года. Это адаптированная для Москвы программа Basis.Kultur.Wien /Shift, включающая в себя три работы. Художница Франци Крайс в рамках проекта Finding Motherland создаст вместе со студентами московских художественных вузов аудиовизуальную выставку, основанную на разговорах участников со своими матерями, а коллектив God’s Entertainment осуществит в Москве сразу два проекта. Первый (Rememory) подразумевает проведение серии реэнактментов ключевых моментов из истории Москвы; в ходе второго (Guggenheim in Moscow) в городе будет установлена надувная копия нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма, уменьшенная, но точно повторяющая архитектуру Фрэнка Ллойда Райта и позволя­ющая экспонировать искусство. Желающие выставить свои работы в надувном музее среди русских художников уже есть. Также в планах на 2020 год — выставка-интервенция в торгово-ярмарочном комплексе «Москва». Согласно замыслу, в нескольких арендованных ларьках будут экспонироваться работы российских фотографов, посвящённые теме московских окраин.