Музей будущего
По просьбе журнала «Искусство» художники Владимир Смоляр, Леонид Тишков и Александр Панкин рассказали и показали, каким может стать идеальный музей будущего
Владимир Смоляр:
Музей современного искусства — нонсенс. Или музейное, или современное. Лучше парк или остров современного искусства, где случайная планировка дорожек и сооружений следует единственному принципу «вписаться в ландшафт». Время изменит береговую линию, отредактирует пейзаж и выявит существенное, разрушив ненужное.
Леонид Тишков:
Музей есть не собрание вещей, а собор лиц. Возвращая жизнь умерших через память общей для всех людей, каждый человек должен быть музеем утраченной когда-то, а теперь восстановленной памяти, тоскующей не о потере вещей, а об утрате лиц. Так что не стремление строить будки и хранилища из камня и дерева, куда можно свозить произведения или отжившие свой срок изделия и ветошь, а быть самим памятливым сооружением двуногим, человеком — хранителем лиц, ушедших ввысь. И вот когда все будут музеями, то соберутся собором они и станут вселенским музеем, окна которого будут излучать свет бессметрия. И это, наверняка, свершится, уже свершается, ибо, как говорил Николай Федоров: «И всякий, хочет того или нет, несёт в себе музей».
Алексанр Панкин:
Музей — пространство смыслов, на которые человеку необходимо опираться, чтобы эффективно конструировать своё будущее бытие. Метафорой музея может быть «Числовой квадрат». Он не содержит материальной субстанции и представляет «чистое» пространство, которое имеет тенденцию «расширения» в геометрической плоскости во всех направлениях от нуля до бесконечности. В структуру может быть записана абсолютно любая информация и в любом объёме.