Фотобиеннале

,

Москва

,

Выставки

«Мода и стиль в фотографии — 2021» в Манеже

Где: Выставочный зал «Манеж»
Когда: с 9 июня по 28 июля

Ольга Мичи. Портрет мальчика. Народ сурма. Эфиопия, 2017

С апреля в Москве проходит самая масштабная фотобиеннале года — «Мода и стиль в фотографии — 2021». Выставочный зал «Манеж» — в числе партнеров мероприятия, и до конца июля там можно посмотреть пять больших выставок, так что заранее стоит запастись временем не только на разглядывание фотографий, но и на чтение подробных к ним экспликаций.

Проект «Уязвимые?» российского фотографа и режиссера Ольги Мичи фокусируется на проблемах глобализации. Давно обсуждается, что новые технологии, добравшиеся до самых дальних уголков мира, уничтожают самобытные культуры. И вот Ольга Мичи показывает причудливой симбиоз уклада коренных народов Африки, Азии и Севера и привнесенных европейских норм. Да, эти народы уязвимы, но их уникальная картина мира, может быть, даже сильнее новой, вторгшейся в их жизнь реальности.

Альберта Тибурци. Съемка для книги Роберто Капуччи, 1980-е

Второй проект — дебютная в России выставка культовой итальянской модели и и фэшн-фотографа Альберты Тибурци — «Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х». В 1960-е годы красавицу Тибурци не могли поделить Vogue и Harper’s Bazaar, но и её собственные снимки заслужили признание классиков мировой фотографии. Женщины на снимках Тибурци свободны, энергичны и чувственны. Однако её взгляд далек от сексуализации или фетишистской эксплуатации женского тела, поэтому фотографии смотрятся максимально современно, отвечая сегодняшним представлениям, как нужно снимать и как выглядит настоящая элегантность.

Вадим Галаганов, Дамир Жукенов Из серии «Не для всех», 2020

Вадим Галаганов, многие годы работавший фэшн-редактором и фэшн-директором в крупнейших глянцевых журналах, в 2020 году начал работу над собственными творческими проектами. Он обнаружил рядом с домом пустующую во время карантина студию, пригласил фотографа Дамира Жукенова, и придумал три новеллы о красоте, которые теперь можно увидеть на выставке «Не для всех». Одна демонстрирует специально придуманные Галагановым не то шляпки, не то арт-объекты на головах моделей. Вторая интерпретирует эксцентричную постановку 1920-х годов на музыку Пуленка в дягилевской эстетике. Третья Post-Atom Age — посвящена британскому дизайнеру и фотографу Джону Сатклиффу. Его работами вдохновлялись Вивьен Вествуд, Пако Рабан, Александр Маккуин и Тьерри Мюглер, а его эстетика легла в основу образов Женщины-кошки и Тринити из «Матрицы».

Анастасия Самойлова. Улица в Саут-Бич, 2018. Из проекта «Зона затопления»

Выставка Анастасии Самойловой «Зона затопления» — история путешествия наблюдательного человека из Москвы в Майями, где фотограф живет уже 4 года. Как рассказывает Анастасия, оказавшись в Майами, первым делом она обратила внимание на климат: тропическая жара, почти стопроцентная влажность, а также экстремальная погода в летний сезон, когда с июля по сентябрь идут ливни, дуют ветры, гремят грозы, бушуют ураганы. «Зона затопления» — визуальное исследование удивительных парадоксов, противоречий и контрастов, которыми изобилует Южная Флорида. На снимках Анастасии Самойловой Майами похож на студийные декорации: выгоревшие на солнце рекламные баннеры, зазывающие в город мечты, небоскребы и лачуги с изъеденными плесенью фасадами, буйная, сочная растительность. Красной линией через эти работы проходит идея жизни «на острие климатического ножа». Люди, построившие свои дома на береговой линии знают, что беззащитны перед стихией, и главное для них, чтобы эта стихия не смогла что-нибудь у них отобрать.

Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Бенгт II. Норвегия, 2011

Выставка «Глаза, как блюдца» — это первый совместный проект финско-норвежского творческого дуэта Каролин Йорт и Риитты Иконен. Работа над ним началась в Норвегии в 2011 году и продолжается до сих пор. Художницы долго изучали местный фольклор, важная черта которого — представление сил природы в виде живых существ. Название выставки как раз и заимствовано из народных сказок, «в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в другой — про тролля; оба этих персонажа живут под мостом». Так что герои серии выглядят именно как мифические персонажи, персонификации стихии, и только лица у них человеческие — старческие. Тема отношений человека и природы — важнейшая сегодня, но фотографы Каролин Йорт и Риитта Иконен говорят о ней как о своей личной истории, страшноватой и поэтичной.