AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Андрей Бергер: Мне интересно, как уличное искусство может проложить себе путь в цифровом зеркале города

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Андрей Бергер

Начинал как уличный художник, даже создал «Первое Граффити Агентство», позволяющее встречаться уличным художникам и коммерческим заказчикам; сейчас в своей практике использует широкий спектр художественных средств от перформанса до инсталляций дополненной реальности. Считает, что современные технологии позволяют ему показать, что его узнаваемая авторская графика — это на самом деле объемные и движущиеся композиции.

Андрей Бергер, instagram.com/andreyberger/
Работает с Adobe Photoshop

Первая моя работа, которая будет на фестивале, — Simulacrum — сделана вместе с цифровым художником Олегом Сорокой. Это постер с моей абстрактной композицией, на которую нанесены QR-коды, и при наведении на них камеры телефона, зрителя выбрасывает в маску дополненной реальности Олега, плоский рисунок обретает объем и анимацию. Объект, который появляется на экране, символизирует некую абстрактную материю, мерцающую на грани между физическим и виртуальным миром. Зритель обнаруживает, что рядом с ним существует альтернативная цифровая вселенная, узнает, что наш мир становится всё более объемным и что будущее уже воплощается в цифровой мета-вселенной.

Дело в том, что все пластические конструкции, которые я обычно изображаю в своих графических практиках, в моей голове выглядят как движущиеся объекты. И мои рисунки — это как бы стоп-кадры из этой анимации. А современные цифровые технологии — инструмент, позволяющий показать, как на самом деле выглядят мои воображаемые конструкции. Технологии сегодня — это такой вход в мир человеческих фантазий, где преодолеваются законы физики. Этот мир существовал всегда, но цифровые технологии прорезают туда видимые и осязаемые порталы.

Андрей Бергер. Simulacrum, 2021
AR-объект

Плакат с абстрактной композицией, на которую нанесены QR-коды. Художник надеется, что их сосканирует случайный прохожий и обнаружит не только виртуальный объект, существующий на границе цифрового и физического пространства, но и целую альтернативную вселенную совсем рядом.

Сейчас в нашем обществе происходит переход к цифровому пространству, которое берет на себя часть функций нашего физического мира и расширяет наш спектр возможностей. Понятно, что мы не можем жить целиком в этой цифровой реальности, поскольку у нас остается наше физическое тело. Однако я фантазирую на тему, как художник может существовать в этом виртуальном мире, в частности в цифровой реальности города. Мне интересно, как уличное искусство может проложить себе путь в цифровом зеркале города, сможет ли стрит-артист пиратствовать или партизанить в этом виртуальном городе, как в нем трансформируются права и свободы человека.

Вот эта моя работа Simulacrum — она как раз про внимание: я расклеиваю эти плакаты, и обычный человек, никак не связанный с цифровыми технологиями может идти мимо, увидеть эту непонятную штуку, сосканировать QR-код и увидеть объект, существующий одновременно и в физическом, и в виртуальном пространстве. Конечно, с моей стороны это способ привлечь общественное внимание к проблеме цифрового перехода, то, что подобные арт-объекты находятся в городском пространстве — тоже шаг навстречу обывателю, тому кто не идет в музей, чтобы специально взаимодействовать с искусством. Он просто идет мимо стены или гаража, сканирует случайный QR-код и обнаруживает неожиданный контент.

Андрей Бергер. Создание Мурала на здании заброшенного элеватора Мукомольной фабрики, 2019
Кадр из видео

Фильм, рассказывающий историю уличной фрески, которую Андрей Бергер создал в Нижнем Новгороде. Художник расписал гигантское здание мукомольного завода, которое стояло практически в центре города, но было заброшено и забыто. Художник хотел сделать завод пространством культуры и обратить на него внимание города. После того как работа стала популярной и к ней начали стекаться толпы, собственник здания действительно обратил на него внимание и вскоре его снес.

Второй мой проект на фестивале — это видео, рассказывающее историю одной моей работы, которую я создал в 2019 году в рамках фестиваля новых городских медиа Intervals в Нижнем Новгороде. Я расписал фасад гигантского здания мукомольного завода, он находился в самом центре города напротив главной набережной и был виден со всех точек. Площадь работы 3 200 квадратных метров. Несмотря на центральное расположение, здание уже много лет заброшено. И мне хотелось привлечь внимание к этому объекту, поскольку именно он определял восприятие всей этой местности. К нему прилегал кусок неблагоустроенной набережной, куда не было проведено электрическое освещение, и там невозможно было даже погулять — очень депрессивное пространство. А мне хотелось его переделать в центр культурного притяжения или хотя бы просто сделать так, чтобы жители могли пользоваться этой частью своего города. В итоге я нашел фотографию начала прошлого века, изображавшую рыбаков на стрелке, на месте слияния Волги и Оки, где они что-то с сетями делают. Я взял фрагмент с изображением сети и воды, у меня получился такой извивающийся графический клубок в моей узнаваемой стилистике, и расположил его на этом здании. Однако главная фишка этого проекта заключалась в том, что объект был сразу дополнен проекцией в технике paint mapping, это значит, что изображение на стене дополняется видеопроекцией и становится анимированным. Думаю, что это был самый большой в мире paint mapping проект. Сам фасад был сложно изогнутым, его трудно было расписывать, и мы действительно привлекли очень много внимания к зданию. Также два вечера подряд проходило проекционное шоу на фасаде, пришли толпы людей. И мэрия Нижнего приняла решение еще целую неделю это шоу продолжать. К месту началось паломничество, к нему вела разбитая дорога, по которой раньше только грузовики ездили, а теперь там образовались пробки из легковых автомобилей. Но как только фестиваль закончился, собственник здания сразу о нём вспомнил и объявил, что возобновляет программу благоустройства этой территории. Там будет гостинично-торгово-культурный центр. В общем, ровно через год и неделю это здание снесли. Как известно, после того как рисунок создан, уличное искусство начинает жить своей жизнью. И ребята, в сотрудничестве с которыми я этот проект делал, — они обеспечивали его техническую сторону — уже сами, когда начали сносить элеватор, сделали собственное пиратское шоу, ни с кем его не согласовывая. Просто одним вечером привезли оборудование и сделали уже собственную проекцию, они показали как здание рассыпается на куски, разрушается, в конце появлялась надпись Game Over. И через неделю после их шоу от здания по-настоящему осталась только яма. И видео, которое я представлю на фестивале, показывает эту историю — от момента создания произведения в городской среде до проекционного и позже физического разрушения, и дальше уже съемка разрушения, которую успели сделать с дрона.

И будет еще третий проект — тоже размышление на тему создания и разрушения. Как-то я делал перформанс — расписывал вручную три грани куба, сторона куба — два с половиной метра. Три дня я работал над этой росписью, и на фестивале в ускоренном режиме будет показан этот перформанс.