Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Арт-резиденция центра «Пушкинская-10», Санкт-Петербург

№ 4 (611) / 2019

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё и мастерская, также резиденция осуществляет фандрайзинг для каждого проекта
Сроки: в среднем 2—3 месяца
Сайт: artresidency.ru

Ещё в 80‑е, когда дом 10 по Пушкинской улице существовал как сквот, там уже была запланирована резиденция для иностранных художников — хотя тогда ещё даже понятия такого не было! К сожалению, идея не осуществилась, поскольку многим питерским авторам нужны были мастерские, места на всех не хватало и своим помогали в первую очередь. Задумку отложили на будущее. Но в 2012 году, когда центр праздновал своё 23‑летие, времена выживания и нелегальное положение остались позади, а вот международные контакты сохранились, и их пора было использовать. Нам очень не хватало площадки для международного обмена — у нас квартировали известные художники и музыканты, но нужна была «свежая кровь».

С тех пор площадь резиденции выросла в три раза. Все эти годы она обеспечивала арт-центру постоянный приток новых специалистов по современному искусству из разных стран, а с ними — новых знаний и идей. С другой стороны, она была нужна и городу, поскольку в Петербурге не было вообще ни одной арт-резиденции, и мне это казалось очень странным. Была лишь принадлежавшая ГЦСИ площадка в Кронштадте, но это всё‑таки другой город, а в Петербурге интересный культурный ландшафт — культурная столица, множество возможностей для совместных проектов, — и вдруг совершенно незаполненная ниша, которая непонятно почему не заполняется.

Анаис Ибер. Санкт-Петербург № 2, 2018

Итак, в апреле 2012 года мы запустили пилотный сезон — с художниками из Германии, Швейцарии, Японии и России. Первых мы пригласили сами, а потом начали принимать заявки — их было очень много с самого первого дня. При этом ни у кого из команды не было опыта работы с резиденциями. У нас был только собственный энтузиазм и понимание потребностей центра. Тогда мы вооружились принципом learning by doing — и осваивали всё в процессе. Уже потом я стала читать литературу, консультироваться у профессионалов, участвовать в конференциях и обменных программах. Через некоторое время я защитила магистерскую диссертацию, посвящённую арт-резиденциям, потом поработала в других странах — опыт постепенно накапливался.

Выбирая резидентов, мы сначала смотрели в сторону Европы, поскольку пригласить художников оттуда казалось проще всего. Со временем, конечно же, выяснилось, что расстояние — это вообще не проблема. У нас побывали ребята из Америки, Канады, Новой Зеландии, Австралии и даже Ливана. Приезжали к нам и те, кто родился в России, но эмигрировал. Сейчас мы уже пришли к выводу, что отсутствие русских художников — это наш пробел, и решили, что следующий сезон будет только для отечественных авторов. Арт-центру «Пушкинская-10» в этом году исполняется тридцать лет, и как раз в рамках празднования мы и запустили эту программу.

Чтобы обеспечить приезд художников, мы занимаемся фандрайзингом в тех странах, откуда они сами, а ещё у нас есть ряд международных партнёров. Эта работа отнимает кучу времени, но другой модели мы пока для себя не нашли.

У всех художников всё получается по‑разному. Некоторые приезжали с уже сложившимся мнением «как тут всё устроено», а на деле реальность оказывалась совсем другой. Иным нужно всячески помогать и кураторски, и технически. Ещё мы устраиваем концерты, перформансы и лекции, чтобы им было легче адаптироваться в среде. А третьи — очень самостоятельные, сходят с самолёта с уже готовым графиком встреч, и им нужна только техническая помощь с проектом. Но у всех самый главный запрос — это контакты и местная среда.

Поскольку нам тоже в первую очередь нужны контакты и среда, мы и не ожидаем, что художники за три месяца создадут завершённое произведение искусства. Нам интереснее процесс, чем результат. И сроки пребывания тоже варьируются. У нас нет формальных ограничений — главное, чтобы они были реалистичны и соответствовали задачам каждого конкретного резидента. Кураторы и исследователи приезжают на пару недель — ищут материалы, встречаются с партнёрами и посещают мастерские. Художники — в основном на 2—3 месяца. Иногда работы получаются такими хорошими, что хочется их себе оставить, но мы решаем этот вопрос полюбовно. Если художник хочет подарить — с радостью берём. Или сами открыто говорим автору, что нам его произведение страшно нравится. Но решение всегда за ним. Каждые два года арт-центр проводит большую выставку, куда мы приглашаем авторов последних лет, и для них это как раз возможность показать нам свои работы, которые были начаты в резиденции, — обычно они связаны с их пребыванием в Петербурге или на Российском Севере, потому что очень часто наши художники потом продолжают путешествие по стране. В сущности, это наш вклад в создание имиджа России. Даже когда я только разрабатывала программу резиденций в 2012 году, негативных стереотипов о России и русских было много, хотя в художественной среде всё‑таки значительно меньше. И мне хотелось, чтобы наши гости, познакомившись с местным арт-сообществом, погрузились в культуру и потом рассказывали дома о том, что увидели.