XX век

,

2000-е

,

2010-е

,

Архивы

,

Россия

,

СССР

,

Успех

,

Юбилей

,

Мастерская Бориса Мессерера. К 80-летию художника

Мастерская Бориса Мессерера, прославленного театрального художника, автора сценографии более 150 спектаклей, работавшего с Валентином Плучеком, Галиной Волчек, Борисом Покровским, Марком Захаровым, Анатолием Эфросом, — сама по себе легендарное место. Там собиралась вся советская интеллигенция 60‑х годов, а предметы, окружающие художника, заполняют пространство его театральных работ для «Современника», МХАТа и Большого театра

№ 1 (584) / 2013

Борису Мессереру

Чердаком, граммофонами, главным
Граммофоном в семье четырех
граммофонов, всем выспренным кланом
граммофонов — (как ты уберёг
от судьбы, проникающей в щели,
словно бабочка, жрущая шерсть,
грациозно — громоздкие шеи
одиноких предметов существ?), —
чердаком, где и в четыре раструба
плачет хор, для кого‑то немой…

Белла Ахмадулина

Борис Мессерер в своей мастерской, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013

Граммофоны в мастерской Бориса Мессеррера, 2013

Я думаю, что у этих вещей есть душа. Я просто люблю их и хочу, чтобы они жили и дальше — чтобы на любой моей выставке всегда присутствовало ощущение мастерской. Поэтому я переношу эти зингеровские машинки, керосиновые лампы, шарманку, граммофоны — мир этих вещей в свои инсталляции и в картины. Например, все эти предметы, которые нас окружают, я поставил на высокие стойки, над каждой был зонт и яркий воздушный шарик, с которого спускались нити серебряного дождика, и называлось это «Сказка о дожде» в честь поэмы Беллы Ахмадулиной.

Фотографии из архива Бориса Мессеррера, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013

Вот архивные фотографии. Их тысячи, миллионы. Я просто сейчас не могу ими заниматься, это тяжёлый труд, и они слишком случайны, зато все интересные. Вот Вася Аксёнов. Вот Вознесенский, Пресняков, Сапгир, Липкин, Белла, Ерофеев, Женя Попов, Ира Леснянская, Кублановский, Арканов. А вот тут Параджанов, Любимов, Тарковский. Я не знаю, что с этим архивом делать, я рушусь от этого.

В мастерской Бориса Мессеррера, 1999
На фото (сверху вниз / слева направо): < >, М. Тодоровская, Б. Мессеррер, < >, < >, < >, П. Тодоровский, Г. Поженян, Б. Ахмадулина, Н. Попов, Дима из Надыма
Фотография с портретом Маркса
На фото (слева направо): Б. Мессеррер, Ф. Берман., В. Аксёнов, С. Васильева, Б. Ахмадулина
На фоне инсталляции. «Променад на Кузнецком мосту», 1987
В мастерской Бориса Мессеррера
На фото (слева направо / сверху вниз): А. Плисецкий, < >, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, О. Окуджава, А. Битов, Н. Бенсон, М. Былинкин, В. Аксёнов, М. Аксёнова, Б. Окуджава, З. Богуславская, Б. Мессеррер, Р. Бенсон, < >, А. Калинин, Т. Калинина, Е. Рейн, А. Мессеррер
Основатели журнала «Метрополь», 1999
На фото (слева направо / сверху вниз): Е. Попов, В. Ерофеев, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Мессеррер, Ф. Искандер, А. Битов, В. Аксёнов, М. Аксёнова
В ресторане «Баку», Москва, 1981
На фото (слева направо / сверху вниз): < >, < >, Е. Любимова с сыном, А. Тарковский, Ю. Любимов, < >, В. Катанян, Б. Ахмадулина, Б. Мессерер, Рехвиашвили, Т. Калатозов, С. Параджанов

В мастерской Бориса Мессеррера, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013
В мастерской Бориса Мессеррера, 2013

В мастерской Бориса Мессеррера, 2013

Театр — это всегда соблазн. Соблазн увидеть большим то, что ты нарисовал маленьким. Особенно на заднике Большого театра. Твой макет, обретающий себя в гигантском масштабе. Сейчас уже выросло целое поколение художников, которые всё делают в компьютерных программах — делают остроумно и хорошо. Я их вовсе не ругаю, просто мне нравится, чтобы чувствовалась рука художника.