Массимилиано Джони: «Мой проект, конечно, не об оккультизме или спиритуализме»
Основной проект 55-й Венецианской биеннале можно прочитать как рассказ о том, как наблюдения человека за миром разворачиваются в первобытные системы верований, а в них рождается индивидуальная мифология художника. Религиозное исступление сменяется медийной, социальной мифологией современности, и в последнем зале шум многочисленных мониторов вдруг обрывается первоначальной, первозданной тишиной… Подобное многоточие предполагает молчание и раздумья, на которые и надеялся куратор проекта Массимилиано Джони. Но вместо этого вынужден был многократно объясняться, почему же в его «Энциклопедическом дворце» так много мистики и эзотерики
Массимилиано Джони: Этимология слова «образ» — image (от лат. imago) — это посмертная маска. Отпечаток лица умершего человека, который делали и хранили в доме в память об ушедшем родственнике. Так что изначально образ — это ключ к невидимому, который обладает сверхъестественной способностью воскрешать умерших. Леон Баттиста Альберти красиво сказал, что образ — врачеватель ностальгии, потому что благодаря ему невидимое становится видимым, отсутствующее присутствующим. Так что не я один считаю, что в течение веков живописный образ обладал магической силой. Таков первый способ рассказать о моём понимании этой выставки.
Второй — вкючение в её контекст таких знаковых персоналий, как Карл Густав Юнг, Рудольф Штайнер, Хильма аф Клинт, Алистер Кроули и других спиритических фигур, которое, думаю, инициирует мощное духовное преобразование. Язык этих авторов выталкивает их из русла истории искусства. Например, Хильма аф Клинт создавала прекрасные абстрактные работы в то же время, что и Василий Кандинский, но не вошла в основную историю абстрактного искусства. Причина в том, что художница говорила, будто рисует не по собственному желанию, а по побуждению духа. Хотелось бы обратить внимание на эти неканонические подходы и расширения истории искусства, но проект этот, конечно, не об оккультизме или спиритуализме. Основной аргумент против спиритуализма, с которым я полностью согласен, заключается в том, что мёртвые говорят с нами только о наших бабушках, но никогда о чём‑то действительно важном, не о будущем мира например. Стоит ли связываться с другой реальностью, чтобы только пообщаться с умершими родственниками? В общем, моя выставка не о потустороннем и не о возвращении к иррациональности.
Я романтик и убеждён, что мы способны открыть множество любопытных перспектив. Для этого я и включил в контекст выставки все эти мистические работы, потому что они напоминают нам о том, что все мы медиумы,
Перевод Инны Городецкой