Москва

,

Выставки

Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника

Где: Московский музей современного искусства (MMOMA)
Когда: 9 декабря 2021 — 3 апреля 2022 года

Первая московская ретроспектива живого немецкого классика Маркуса Люперца открылась в ММСИ на Петровке. После нашумевшей выставки в Эрмитаже в 2014 году организаторы планировали ограничиться живописью, но в последний момент в Москву привезли ещё и скульптуру. Дело в том, что художник полностью контролирует все аспекты своих выставок, принимает сам все решения и занимается всем вплоть до рам — они также придуманы Маркусом. Прокрашенное внутреннее пространство, гвозди, пыль — всё это элементы его работ.

Маркус Люперц. Немецкий мотив — дифирамбический II, 1973
Холст, масло

Маркус Люперц выставляется с 1961 года и представляет то же поколение немецких живописцев, что и Ансельм Кифер и Герхард Рихтер. Все они исследуют и трансформируют язык живописи, и для всех главными становятся вопросы преодоления нацистского прошлого послевоенной Германией. Сам Люперц родился в 1941 году в оккупированной Чехии, однако в возрасте семи лет его отправляют к бабушке в Западную Германию, и исследователи считают, что родители художника провели несколько послевоенных лет в лагерях, однако сам Люперц об этом предпочитает не говорить.

Личный опыт и история страны формируют ключевые темы творчества Люперца: милитаризм, античность и театр жизни. Все три сквозные: их можно обнаружить у него на всех жизненных этапах, поэтому выставка не соблюдает хронологический принцип, а концентрируется на содержании работ.

Маркус Люперц. Немецкий мотив — дифирамбический II, 1973
Холст, масло

О войне Люперц нигде не говорит открыто. Нам не показывают открытых ран, только намёки и полутона: например, ракушка предстаёт символом Германии, но также защитной каской или военной фуражкой, а люди изображены с поднятой рукой — фашистское приветствие, разумеется, легко угадывается.

Нацизм также повлиял на отношения художника с античным искусством. Идеальные тела греческих богов и героев считались образцом для идеологически правильного искусства фашистской Германии, поэтому у Люперца античность подчёркнуто неидеальна: скульптуры выглядят грязными и уродливыми. Он вручную раскрашивает бронзовые статуи, вроде бы напоминая, что оригинальные изображения также были цветными, но нарочито небрежно, забывая фрагменты старых газет, превращая металл в дерево и в керамику.

Маркус Люперц. Ствол дерева — дифирамб, 1955
Холст, темпера

Тема театра начинается с циклов, посвящённых «Алисе в Стране чудес» и шахматам. Здесь проявляется фатализм Люперца и его отношение к жизни как к причудливому нагромождению случайностей. Его картины не передают реальность, они призваны рождать неожиданные ассоциации и связи: например, серия Nude Back — посвящение спине жены художника, «Дифирамбы» рассказывают о вестернизации Германии в 1950‑е годы и отсылают к эмблеме 20th Century Studios, а скульптура ракушки — это, оказывается помимо всего прочего, ещё и улыбка Чеширского кота.

Сейчас художник живёт между Берлином, Дюссельдорфом и Флоренцией. Его постоянные переезды связаны с преподавательской деятельностью: Люперц работает в Академии искусств Карлсруэ, летней Академии искусств Зальцбурга, Вестфальской академии, Академии искусства в Кольберморе. Двадцать лет он был ректором Академии искусств Дюссельдорфа, откуда его самого со скандалом отчислили в 1961 году. В итоге диплома Люперц так и не получил, зато всю жизнь учит живописи других.

Маркус Люперц. Голова прекрасного, 1955
Окрашенная бронза

Параллельно с открытием первой московской ретроспективы состоялся режиссёрский дебют Люперца — он поставил «Богему» Пуччини в Государственном театре в Мейнингене. Однако для художника это не более чем попытка создать картину другими средствами. В коротком интервью «Искусству» Люперц заметил, что «живопись — это набор умений. В ней нельзя придумать ничего нового, просто будут приходить новые художники и старыми средствами изображать уже своё новое время. Живопись выглядит уникальной и вечной, её необходимо уметь читать. Но, безусловно, искусство всё время ищет какие‑то новые средства, инструменты, поэтому устремляется в сторону цифровых медиа. Посмотрим, смогут ли они закрепиться в искусстве, сумеют ли стать самодостаточными». Для самого художника все эти новые медиа остаются чуждыми, а живопись — вечной.