Москва

,

Выставки

,

Театр

Куратор и искусствовед Евгения Гершкович о выставке «От ГОСЕТа до Шалома»

Выставка рассказывает о судьбе еврейского театра в России, которая начинается с создания театра «ГОСЕТ» в 1919 году на базе Еврейской театральной студии, и продолжается уже в современных спектаклях «Шалома», который обрёл постоянную площадку только в 1988 году в бывшем кинотеатре «Луч» на Варшавском шоссе. Речь пойдет и о трагических событиях советского периода, арестах и репрессиях, но кураторы делают акцент на ярких личностях режиссёров, актёров и художников, работавших в этом театре.

Где: Фойе театра «Шалом»
Когда: До конца декабря 2024 года
Вход по билетам в театр

Кресло и стол Соломона Михоэлса. Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Театр «Шалом» считает себя наследником по прямой линии театра «ГОСЕТ», театра Соломона Михоэлса. Сравнительно небольшое пространство позволяет проследить, пусть и пунктиром, историю еврейского театра. Выставка транслирует эту преемственность через личности художников, режиссёров, актёров. О последних обычно говорят, к сожалению, меньше, хотя первые актеры «Госета» уроженцы местечка, носители той самой уходящей культуры и традиции штетла, которую ГОСЕТ воплощал в своих спектаклях. Экспозиция, таким образом, условно поделена на три части — режиссёры, художники и актёры.

В кураторскую группу, работавшую над проектом, помимо меня входила художник Наташа Шендрик, автор айдентики и логотипа театра «Шалом», и историк еврейской культуры Ирина Пекарская.

Еврейский профессиональный театр на идише смог занять важнейшее место в иерархии национальной культуры. Также стремительно освоив опыт мирового сценического искусства в его модернистской версии, он представлял собой яркий пример авангардного театра. Во многом это стало возможным именно благодаря художникам, сотрудничавшим с ГОСЕТ.

Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

ГОСЕТ ведет свое начало с 1919 года, года своего основания в Петрограде, и тогда он еще назывался «ГОСЕКТ». Вскоре из названия убрали слово «камерный». Безусловно важными событиями для истории еврейского театра стали отмена черты оседлости в 1917 году и образование такой организации как «Культур-Лига», по сути, давшей возможность тогда развиваться еврейскому искусству, я бы подчеркнула, искусству, говорившему на идише.

Художественный критик и публицист Абрам Эфрос, игравший в «Культур-Лиге» далеко не последнюю роль, еще в 1916 году в своей статье «Лампа Алладина» писал: «В душе растёт огромное предчувствие приближающегося возрождения, и мы уже хмельны будущим».

Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Жизнь ГОСЕТа была яркой, короткой и стремительной.

Первым режиссёром и художественным руководителем театра стал Алексей Грановский, не владевший идишем, хотя спектакли ГОСЕТ игрались именно на этом языке. Столичный интеллигент, родившийся вне из черты оседлости, был учеником немецкого реформатора театра, режиссера Макса Рейнхардта. Возглавляемый им «ГОСЕТ» представлял лабораторию смелых сценических экспериментов и сразу занял прочное место рядом с театрами Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова.

Молодой художник-график Владимир Тян выполнил для нас полуабстрактные портреты всех режиссёров, когда-либо бывших художественными руководителями театра на протяжении всей его непростой истории: Алексей Грановский, Соломон Михоэлс, Вениамин Зускин, Беньямин Шварцер, Феликс Берман, Иосиф Рыклин, Яков Губенко, Александр Левенбук.

Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Стоящие на маленьких постаментах «портреты», работающие на просвет, сопровождают краткие биографии. Наташа Шендрик предложила поставить телефоны разных эпох — каждый соответствуют эпохе того или иного режиссера. Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом», сразу же предложил озвучить тексты голосами современных режиссеров, Геннадия Хазанова, Бориса Юхананова, Марка Розовского, Игоря Золотовицкого. Так получились такая аудиоинсталляция, своего рода звонки из прошлого.

В торце фойе наша гордость, большое панно — копия работы Марка Шагала «Ведение в еврейский театр» 1920 года. Художника в «ГОСЕТ» привел Абрам Эфрос, и поэтому Шагал изобразил себя у Эфроса на руках, как будто тот его вносит в театр. Рядом стоит Алексей Грановский. Над головой режиссера Шагал подписал его имя и фамилию — на идише, но в другом направлении, слегка поглумившись над его незнанием языка. Отношения Шагала и Грановского не сложились.

Художник проработал в театре очень мало, успев оформить только один спектакль. За время работы над декорациями, он, как известно, выполнил ещё семь панно. Сегодня все они хранятся в Третьяковке.

Панно Марка Шагала из цикла «Введение в еврейский театр». Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Попали панно туда весьма непростым путём: из особнячка «Культур-Лиги», находившегося в нынешнем Вознесенском переулке, вместе с театром они переехали на Малую Бронную. В 1932 году их сняли со стен, и уже в пятидесятых годах художник Александр Тышлер обнаружил панно свёрнутые в рулон, и передал их в Третьяковку.

В 1973 году рулоны развернули, когда Шагал приезжал в Советский Союз. Художник сделал подписи и объяснил, кто изображён на панно. За тем последовали долгие годы реставрации. Не так давно они перешли в постоянную экспозицию музея. На них мы видим и Соломона Михоэлса, и теоретика еврейского театра Йехезкеля Добрушина, и композитора Льва Пульвера, и семью Шагала — его жену Беллу, дочь Иду.

Мы очень благодарны фонду Шагала в Париже, который нам позволил сделать полноформатную копию этой работы.

Макет декораций к спектаклю «Колдунья» (художник — Исаак Рабинович). Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Когда «ГОСЕТ» поехал на гастроли в Германию, Алексей Грановский в Россию уже не вернулся. Тогда театр возглавил один из актёров, выпускник студии «ГОСЕТа» Соломон Михоэлс. На выставке есть уголок Михоэлса — его кресло, стол. Над столом корона — символ знаменитого спектакля ГОСЕТ, «Король Лир», и одну и главных ролей Михоэлса. Спектакль поставил Сергей Радлов в 1935 году, и как раз в том же году Михоэлс стал художественным руководителем театра.

Кроме всего прочего, Михоэлс был председателем Еврейского антифашистского комитета. Во время войны поехал в Америку. Там, благодаря ораторскому таланту и обаянию Михоэлсу удалось собрать 16 млн. долларов на нужды советской армии. По окончании войны высокая известность и зарубежные связи Еврейского антивоенного комитета, вовлеченного в документирование событий Холокоста, стали мешать Сталину. Недовольство вызывал лично Михоэлс.

12 января 1948 года актер, со скверными предчувствиями отправляясь в командировку в Минск, предупреждал: " …если я задержусь в Минске, репетиции будет вести Вениамин Львович…".

В Минске сотрудники Министерства госбезопасности выманили его из гостиницы и убили. Затем инсценировали автомобильную катастрофу. Михоэлсу были устроены торжественные похороны. Театр возглавил конгениальный партнер Соломона Михоэлса во многих спектаклях ГОСЕТ, выдающийся актер Вениамин Зускин, сын портного из Паневежиса. В историю театра вошел великий дуэт Короля Лира — Михоэлса и Шута — Зускина. «Михоэлс — голова, но Зускин — сердце еврейского театра, улыбка самого народа», — говорили о них. На гражданской панихиде Михоэлса Вениамин Зускин сказал: «…Потеря невозместима, но мы знаем, в какой стране и в какое время мы живем». Этих слов актеру не простили.

Фотографии спектаклей и артистов ГОСЕТа. Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

После расправы над Соломоном Михоэлсом Зускин возглавил еврейский театр, и оставался художественным руководителем до своего ареста 26 декабря 1948 года. Погруженного в медикаментозный сон, Зускина завернули в простыню и вынесли из больницы, где он проходил курс лечения. Очнулся уже в тюремной камере. К этому времени решением Бюро Президиума Совета Министров СССР Еврейский антифашистский комитет уже был закрыт как «центр антисоветской пропаганды», что ознаменовало начало репрессий против евреев. Перед оглашением приговора в 1952 году Вениамин Львович Зускин выступал с последним словом: «Как я могу позволить сделать что-нибудь против той страны, которая сделала меня человеком! Кем я был, сын портного, которому отец мечтал дать образование и который имеет звание народного артиста РСФСР!».

Зускина приговорили к расстрелу. В 1949 году ГОСЕТ был закрыт. И только в 1960-х годах Екатерина Фурцева, к которой удалось попасть Шварцеру, дала разрешение на создание Московского еврейского драматического ансамбля (МЕДА). Коллектив не имел своей площадки, гастролируя по городам. Сохранилось совсем немного фотографий того периода. К счастью, в театре «Шалом» до сих пор ещё служит старейший актёр Павел Абрамов. У него сохранились фотографии спектаклей МЕДА. И он нам их любезно предоставил, за что мы очень благодарны.

Вид экспозиции «От ГОСЕТа до Шалома» в театре «Шалом»

Если говорить о художниках, работавших в театре, во-первых, это уже названный Марк Шагал, который оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема». Затем, Исаак Рабинович, оформивший «Колдунью» и ещё целый ряд спектаклей. Его архитектуру с угловатыми, кубообразными формами и мрачным колоритом Абрам Эфрос называл живым конструктивизмом. С ГОСЕТом театром работал Роберт Фальк, которому, как выходцу из нерелигиозной семьи, не получившему еврейского воспитания было непросто. На меня произвел сильное впечатление его эскиз к спектаклю «Ночь на старом рынке», который был представлен на недавней выставке «Еврейский авангард» в Еврейском музее. Фальк, ставший здесь каким то бельгийским экспрессионистом, абсолютно не узнаваем. Музей предоставил для нашей выставки макет к этому спектаклю, воспроизведенный Аллой Николаевой.

Когда Александр Тышлер работал над сценографией и костюмами к «Королю Лиру», он буквально зашел на чужую территорию: продиктовал Михоэлсу буквально всю партитуру актёрской игры, вплоть мимики и жеста. Психологические состояния Лира нарисовал именно Тышлер. Это лишь часть того, о чем можно узнать на выставке, на которую я всех приглашаю.