Модернисты

,

Венский миф

,

XIX век

,

XX век

,

Австрия

,

Акционизм

,

Вена

Картинки из клиники. Искусство и безумие Эгона Шиле и Гюнтера Бруса

На рубеже XIX и XX веков расцвет переживало не только австрийское искусство, но и венская медицинская школа. О её влиянии на модернистов написаны десятки статей и книг: художники посещали лекции по анатомии и акушерству, разглядывали клетки крови под микроскопом, пользовались для работы психиатрическими справочниками, опережали в своих открытиях психотерапевтов и неврологов. Затем их инициативу подхватили венские акционисты. На примере двух важнейших авторов разных эпох искусствовед Розмари Брухер показывает, как медицинская составляющая стала лейтмотивом всего австрийского искусства ХХ века

№ 1 (608) / 2019

Искусство оказалось целиком охвачено безумием.
Гюнтер Брус. «Тест на прочность»

Сходство венского модернизма и венского же акционизма чуть ли не наиболее ярким образом выражается в их общей тяге к безумию, которая проявлялась как в художественных практиках обоих течений, так и в личностях самих художников. Речь идёт и о том, что художники использовали психиатрические исследования (и фотографии пациентов) в своих работах, и о том, что они верили — как в XIX веке, так и в 60‑е годы XX века, — что сам тип творческой личности подразумевает определённые психические отклонения i К концу XIX века среди и учёных, и непрофессионалов распространилось убеждение, что личность не является цельной, её главное свойство — многосоставность. Наивысшей точки эта концепция достигла в периоды постмодернизма или постструктурализма — к началу 1960‑х годов. или же обострённую чувствительность (по сути, это выливается в то, что художник выставляет себя как безумца). И то и другое стало реакцией на то, что психические отклонения перестали восприниматься как болезнь. На эту депатологизацию повлияли три фактора, которые были общими и для начала ХХ века, и для 60‑х годов. Во-первых, целиком поменялась концепция личности, что отразилось в искусстве, философии, естественных и гуманитарных науках, а вслед за ней подверглись трансформации категории «психической нормы» и «отклонений». Во-вторых, популярность набирала идея «проклятого художника» (artiste maudit), согласно которой психические болезни и иные страдания как раз и обуславливают превосходство художника над прочими людьми i Понятие «проклятого художника» стало вариацией на тему «проклятого поэта», определения, получившего распространение благодаря книге Поля Валери о поэтах Тристане Корбьере, Артюре Рэмбо и Стефане Малларме. . Третьим фактором стала этиология безумия, которая напрямую связала душевные заболевания с неблагоприятным влиянием среды, определив, что социальные условия оказывают куда большее негативное воздействие на личность, чем врождённые предрасположенности i В 1900‑е эта повышенная чувствительность считалась следствием индустриализации и урбанизации; после 1945-го — травматическим опытом Второй мировой войны. .

Эгон Шиле. Автопортрет с опущенной головой, 1912


Холст, масло, 42,2 x 33,7 см
Гюнтер Брус. Самораскрашивание 1, 1964
Документация акции. Фотография, серебряно-желатиновый отпечаток, 40,4 x 30,4 см
Поль-Мари-Леон Ренард. Лечение истерии под гипнозом. Из «Фотографической иконографии больницы Сальпетриер» под редакцией Жана-Мартена Шарко, 1878
Париж. Фотогравюра, 10,5 x 6,8 см
Эгон Шиле. Плакат к выставке Шиле в галерее Арно, 1915
Бумага, гуашь, тушь, 65 x 48,7 см

Все перечисленные аспекты позволяют нам на примере работ мастеров вроде Оскара Кокошки, Эгона Шиле или Гюнтера Бруса разобрать, что именно означало быть художником в тех конкретных исторических условиях. В частности, мы подробно проанализируем два аспекта: представление о превосходстве безумца над толпой и эстетизацию безумия в качестве художественной стратегии.

Гений и безумие

В современном сознании художник предстаёт […] образцом мученичества.
Сьюзен Зонтаг. «Художник как пример мученика»

И венский модернизм, и венский акционизм, как уже говорилось, разделяют представление о том, что безумие заложено в самой природе художника и подтверждает его исключительность. Можно даже утверждать, что культ безумия, извращений и жертвенности, который исповедовали венские акционисты, был прямой отсылкой к австрийскому искусству 1900‑х. Другими словами, подражая Шиле и Кокошке, акционисты встраивали своё творчество в концептуальные рамки начала века, где душевные расстройства были непосредственно связаны с творческим потенциалом.

Представление, что психические отклонения обуславливают превосходство художника, восходит к мифу времён романтизма и затем модернизма, приводя к тому, что художник начинает сознательно представлять себя мучеником — например, изображая себя в образе страдающего Христа i Ср.: Сэмюэль Палмер, «Автопортрет в образе Христа» (1883); Поль Гоген, «Автопортрет с нимбом» (1889); Джеймс, «Ecce Homo» (1891); Марк Шагал, «Распятый художник» (1941 / 42); или Эгон Шиле «Автопортрет в образе святого Себастьяна» (1915). , романтизируя туберкулез и сифилис или, как в нашем случае, душевные заболевания. Это лишь один из аспектов сложной концепции «проклятого художника», которая подразумевает, что «страдания […] воспринимаются как участь, уготованная лишь избранным, лишь творцам» i Филипп Юнод. Автопортрет художника в виде Христа // Billeter E. (ed.), Das Selbstportrait im Zeitalter der Photographie: Maler und Photographen im Dialog mit sich selbst (Bern: Benteli, 1985), p. 72. .

Художники использовали психиатрические исследования и фотографии пациентов в своих работах, они верили — как в XIX веке, так и в 60‑е годы XX века, — что сам тип творческой личности подразумевает определённые психические отклонения

В частности, Фридрих Ницше был убеждён, что гений предполагает сверхчеловеческое напряжение духовных сил, которое приводит к нервному перевозбуждению или даже безумию i См.: Фридрих Ницше. Воля к власти // Nietzsche F., Der Wille zur Macht (Stuttgart: Kröner, 1964), p. 574. . На вопрос «Кто такой поэт?» Сёрен Кьеркегор ответил так: «Несчастный человек, ­таящий в сердце тоску; уста его устроены так, что исходящие из них крики и стоны превращаются в дивную музыку» i Сёрен Кьеркегор. Или — или // Kierkegaard S., Either / Or: A Fragment of Life, trans. Alastair Hanny (London: Penguin, 1992), p. 43. . Или возьмём утверждение Адальберта Штифтера: «Я не могу позволить боли утихнуть — в таком случае мне придётся распрощаться и с божественным присутствием» i Адальберт Штифтер. Письмо Хекенасту, 13 мая 1854 // Briefe, ed. Gerhard Fricke (Nuremberg: Verlag Hans Carl, 1949), p. 114. . В XIX веке столь суровых принципов придерживались, в частности, Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц, чему есть свидетельство в повести Георга Бюхнера «Ленц», а также Винсент Ван Гог, у которого было много последователей, поскольку «страдание поднимает душу к тем головокружительным высотам, где и становится возможным пророческое творчество гения» i Экхарт Нейман. Мифы художников: психоисторическое исследование творчества //Neumann E., Künstlermythen: Eine psychohistorische Studie über Kreativität (Frankfurt / M., New York: Campus, 1986), p. 69. .

Если в романтизме страдания художника изображались в соответствии с христианской традицией, то в модернизме обычным стало противопоставление себя общественным нормам. «Существо, терзаемое снаружи и изнутри, ранимое из‑за своей обострённой чувствительности» всё чаще обвинялось в асоциальности, наделялось теми качествами, что отвергались обществом, — склонностью к извращениям или венерическими заболеваниями. Об этом свидетельствуют и изображения сифилитиков, созданные Кокошкой, и измученные тела в автопортретах Шиле, и перемазывание фекалиями в акциях Гюнтера Бруса i Экхарт Нейман. Мифы художников: психоисторическое исследование творчества //Neumann E., Künstlermythen: Eine psychohistorische Studie über Kreativität (Frankfurt / M., New York: Campus, 1986), p. 65. . В 60‑е акционизм актуализировал концепцию страдающего творца посредством акта самоистязания. Более того, декларируемая маргинальность художника вскоре стала вполне реальной. Например, после акции «Искусство и революция» 1968 года Брус был арестован и приговорён к полугодовому одиночному заключению за надругательство над национальными символами, институтом брака и частной собственностью. Пресса поливала его грязью, общественность пыталась лишить его родительских прав и заваливала письмами, полными брани и унизительных выпадов. Например, в анонимном письме: «[…] когда выйдешь из тюрьмы, мы тебя найдём и будем нещадно бить. Готов поспорить, после этого ты уже не покажешь своё вонючее голое тельце! […] такой грязный ублюдок не заслуживает права называться австрийцем. Хочешь, чтобы тебя всё‑таки уважали, сделай вот что: тихо-мирно удавись в своей камере. (Нагишом!) Правда, сначала перемажь верёвку в своих экскрементах! Вот такой смерти твоё драгоценное тело заслужило!» i Brus G, Die Schastrommel 8 b (November 1972), p. 123.

Всё это следует учитывать, анализируя работы и Шиле, и Бруса, где изображаются телесные проявления безумия.

Телесный язык безумия

Красота должна быть подобна судороге, иначе ей не выжить.
Андре Бретон. «Надя»

И в психологических портретах работы венских модернистов, и в перформансах венских акционистов психические отклонения изображались в качестве неотъемлемых качеств художника посредством языка тела. В обоих случаях грубая плоть изувеченного тела оказывалась главным способом выразить внутреннее состояние изображаемого. Это соответствие телесного и душевного отвечает господствовавшим в XIX веке представлениям, что психические заболевания не просто имеют те или иные физические предпосылки, но и могут быть диагностированы через анализ жестикуляции, мимики, моторики и других элементов языка тела. На практике это означало, что фотография, живопись и скульптура непрерывно использовались психиатрией, чтобы «зафиксировать душевное состояние через телесные проявления» i Клаус Альбрехт Шрёдер. Эгон Шиле // Exh. cat., Albertina (Vienna: Prestel, 2005), p. 35. . Такие произведения собирались в каталоги и распространялись в качестве медицинских пособий.

Отчасти поэтому тело в модернизме так выразительно передаёт состояние человеческой психики — и этот мотив становится центральным в изобразительном искусстве. Искусствовед Гемма Блэкшоу писала о работах Кокошки так: «В его творчестве человеческое тело часто предстаёт ослабленным, разрушающимся, находящимся в состоянии физиологического увядания или нервного истощения» i Гемма Блэкшоу. Безумный модернист: отображение душевной болезни в венских портретах // Leslie Topp (ed.), Madness and Modernity: Mental Illness and the Visual Arts in Vienna 1900 (London: Lund Humphries, 2009), p. 50. . И далее: «Натурщики Кокошки — будь то сифилитики, прокажённые или покрытые язвами — воспринимались как выражение психической болезни своей эпохи» i Гемма Блэкшоу. Безумный модернист: отображение душевной болезни в венских портретах // Leslie Topp (ed.), Madness and Modernity: Mental Illness and the Visual Arts in Vienna 1900 (London: Lund Humphries, 2009), p. 56. .

Однако в то время как Кокошка, Герман Нитч, Рудольф Шварцкоглер и Отто Мюль в своих работах иллюстрировали фундаментальные принципы устройства человеческой психики, Шиле — а позже и Гюнтер Брус — выбрал основным предметом изображения своё тело, чтобы манифестировать методами художественного выражения собственную ненормальность. На примерах работ этих художников интересно разобрать сходства и различия в их интерпретации безумия.

Эгон Шиле

Именно с Шиле ведёт отсчёт та концепция искусства, которая в эстетизации сексуальных и патологических проявлений отказывается от противопоставления красоты и уродства, характерного для эстетики идеализма. […] Измождённое тело, болезненный надлом личности теперь тоже превозносились как искусство.
Клаус Альбрехт Шрёдер. «Эгон Шиле»

Неверно думать, что причиной повышенного внимания венской культуры рубежа веков к теме безумия стал только лишь открытый Фрейдом психоанализ. Как раз напротив, фрейдовский метод опирался на многочисленные работы об истерии, неврастении и раздвоении сознания, публиковавшиеся в этот период. В своих попытках понять, что есть личность, Жан-Мартен Шарко, Пьер Жане, Альфред Бине, Рихард фон Крафт-Эбинга и Теодюль Рибо комбинировали методы искусства, философии и различных гуманитарных наук.

Фотографии в медицинском каталоге, изображающие скорчившиеся тела и их части, повторяемые снова и снова, предоставили Шиле новый словарь тела, который тот мог использовать для укрепления собственной репутации художника-аутсайдера

Важным аргументом в этих дискуссиях служил выпущенный в 1876 году трёхтомник «Иконография Сальпетриер» — составленный Дезире-Маглуаром Бурневилем и Полем Реньяром каталог фотографий пациентов самой большой психиатрической лечебницы Франции, где располагался главный центр исследований истерии. Это издание было не просто знакомо венским художникам, но и стало важнейшим культурным памятником эпохи. Петра Лёффлер пишет:

Хотя язык тела всегда считался способом выражения эмоций, эта фотографическая энциклопедия жестов полностью перевернула устоявшиеся представления; она привлекла внимание к телесным выражениям психических заболеваний и — вместе со знаменитыми театрализованными «лекциями по вторникам» Шарко, где он демонстрировал пациенток, страдающих истерией, — способствовала популяризации этой проблемы во второй половине XIX века i Петра Лёффлер. Элеонора Дузе и спектакль истерии // Geste und Gebärde: Beiträge zu Text und Kultur der Klassischen Moderne (Innsbruck: Studienverlag, 2001), p. 42. .

Эгон Шиле. Автопортрет с рукой, поднятой над головой, 1910
Бумага, акварель, 45,1 x 31,7 см
Поль-Мари-Леон Ренард. Мозговая атрофия: частичная эпилепсия, односторонний правый паралич. Из «Фотографической иконографии больницы Сальпетриер» под редакцией Жана-Мартена Шарко, 1878
Париж. Фотогравюра, 10,5 x 6,8 см
Эгон Шиле. Автопортрет с гримасой, 1910
Бумага, гуашь, 45,3 x 30,7 см
Поль-Мари-Леон Ренард. Истерические зевки. Из «Новой иконографии больницы Сальпетриер, клиники заболеваний нервной системы»
под редакцией Жана-Мартена Шарко, 1890

К 1900‑м годам истерия стала источником вдохновения для художников, в числе которых был и Шиле. Совсем неслучайны многочисленные суждения, что его автопортреты были выполнены под сильнейшим влиянием фотоархива Сальпетриер. Например, Альбрехт Шрёдер пишет:

Психофизиологические состояния, ставшие предметом изображения в этой серии, взяты из разных источников. К их числу относятся и традиционные иконографические схемы вроде «мужа скорбей», и документальные медицинские фотографии душевнобольных i Schröder, pp. 35−36. .

Гемма Блэкшоу и Лесли Топп также отмечают:

Фотографии в этом каталоге, изображающие скорчившиеся тела и их части крупным планом, с одержимостью повторяемые снова и снова, предоставили Шиле новый словарь тела, который тот мог использовать для укрепления собственной репутации художника-аутсайдера i Гемма Блэкшоу и Лесли Топп. Исследование тела и душевных болезней: психиатрия, душевные болезни и изобразительное искусство в Вене, 1898—1914 // Madness and Modernity, pp. 15—37, here: p. 29. .

Элементами этого словаря отклонений стали судорожные гримасы и спазмы (чаще всего рук), рассогласованность мимики и жестов, диспропорциональность конечностей и искривлённые черты лиц. На одной из самых важных работ из этого ряда — «Автопортрет в обнажённом виде. Гримаса» (1910) — тело Шиле изображено сведённым судорогой. Неестественно длинные конечности, в особенности пальцы рук, кажутся спазмированными; лицо (как и следует из названия) скривилось в гримасе. То же самое мы видим в работе «Автопортрет. Гримаса» (1910). Широко открытый рот с плохими зубами, брови-петли, ракурс изображения в пол-оборота, а также сам тип поясного портрета с большой точностью воспроизводит «Иконографию Сальпетриер». Ещё раз Шиле изображает себя с открытым ртом в «Автопортрете в белом одеянии» (1911). Пальцы здесь растопырены, как когти, и создаётся впечатление, что художник движется по направлению к зрителю, подобно дикому животному. Свободно свисающее облачение напоминает больничный халат. А вот «Автопортрет с вытянутыми руками» (1911), наоборот, вызывает ассоциацию с «позой распятия», которая описывалась как характерная для приступов истерии. Шрёдер упоминает и другие примечательные детали:

С фотографий истериков Шиле позаимствовал кулак, сжимающий большой палец, разворот, при котором голова кажется отделённой от тела, и несоответствие напряжённых рук и расслабленного выражения лица. Каталог патологических состояний […] породил совершенно новый визуальный язык i Schröder, p. 37. .

Если рассмотреть вопрос в более широком контексте истории истерии, мы заметим, что и сами фотографии, которые использовали художники, являлись перформативными цитатами — например, намеренными воспроизведениями страданий Христа — и были целиком рассчитаны на зрителя. Недаром исследователи, в числе которых Жорж Диди-Юберман, Кристина фон Браун и Элизабет Бронфен, говорят о перформативном характере истерии, в основе которой желание женщины, чтобы её осмотрел врач-мужчина. Тот же принцип «взаимного влияния образа и наблюдателя» i Сильвия Хенке, Мартин Стингелин и Хуберт Туринг. Эпилог: истерия — театр эпохи // Erfindung der Hysterie: Die photographische Klinik von Jean-Martin Charcot (Munich: Fink, 1997); Жорж Диди-Юберман. «Изобретение истерии. Шарко и фотографическая иконография в Сальпетриере» // Didi-Huberman G., Invention of Hysteria: Charcot and the Photographic Iconography of the Salpêtrière, trans. Alisa Hartz (Cambridge: MIT Press, 2003). лежит в основе театрального искусства. Диди-Юберман говорит о театральной природе болезни, называя истерику «живым произведением искусства». Перенос её «поэтики истерических жестов и их комбинаций», этой «риторики одержимых тел», в перформативное искусство мы можем проиллюстрировать на примере творчества Бруса.

Гюнтер Брус

Это попытка обнажить скелет одутловатого тела драмы и настоять экстракт души и тела.
Гюнтер Брус. «Тест на прочность»

У Бруса можно найти множество отсылок к теме безумия, достаточно взглянуть на названия его акций: «Лимонно-жёлтый идиот» (1965), «Каталепсия» (1965), «Электрический разряд, пожалуйста, — я больше не могу!» (1967), «Чистое безумие» (1968), «Психодраматический этюд» (1970), «Господи, да вот же они» (1970). Все эти работы размывают рамки нормативного поведения, одновременно отсылая нас к понятию дионисийского экстаза i Подобные отсылки можно найти и в творчестве Мюля, в частности: «Провоцирует ли прямое искусство безумие?» (1967), «О Боже, мы все эпилептики» (1967), «Психопатический балет I» (1970) или «Психопатическая вечеринка» (1970). .

В числе ярких примеров — «Тест на прочность», последняя акция Бруса, осуществлённая 19 июня 1970 года в пространстве Aktionsraum I в Мюнхене. В «Тесте на прочность», с его многочисленными аллюзиями на поведение душевнобольных, присутствуют все основные элементы творчества Бруса — и концентрация на обнажённом теле, и дефекация перед зрителем, и самоистязание, равно как и эстетизация человеческого страдания в целом: «Художник направляет агрессию на самого себя и окружающие объекты, что выражается в нанесении себе ран, хрипении, как при недостатке воздуха, самобичевании, кататоническом состоянии» i Гюнтер Брус. Тест на прочность // Brus G. Zerreißprobe, in Eva Madelung et. al. (ed.), Aktionsraum 1 oder 57 Blindenhunde (Munich: A 1 Informationen Verlagsgesellschaft, 1971), p. 144. . Во время акции художник проходит тест на прочность — не только потому, что режет себя бритвой, но и поскольку вся эта акция требует огромной выносливости. Вот впечатления Нитча, который наблюдал происходящее:

Все его действия были быстрыми, утрированными, неистовыми, вели нас к помрачению рассудка, к отчаянному безумию. Красота психического припадка, разбивающего оковы нормальности, приводила нас в исступление, от возбуждения нас охватывала дрожь. […] Он катался по полу в конвульсиях, кататоническое возбуждение внезапно переходило в ступор, а потом он опять начинал самозабвенно кричать в экстазе i Герман Нитч, цит. по Günter Brus: Reizfluten (Düsseldorf: Galerie Heike Curtze, 1979). .

В обоих описаниях, оставленных художниками, присутствуют явные отсылки к синдромам душевных заболеваний — «психический припадок», «каталептическое состояние», «кататоническое возбуждение», «экстатические выкрики».

Эгон Шиле. Сидящий обнажённый мужчина (Автопортрет), 1910
Холст, масло, матовое покрытие, 152,5 x 150 см
Гюнтер Брус. Раскрашивание — Самораскрашивание — Саморасчленение, 6 июля 1965 года
Документация акции. Фотография, 30,5 x 24 см
Эгон Шиле. Лирик, 1911
Холст, масло, 80,5 x 80 см
Гюнтер Брус. Тест на прочность, 1970
Кадр из фильма Вернера Шульца. 16 мм плёнка, переписанная на DVD, звук, 15'9''
Поль-Мари-Леон Ренард. Истерическая дуга. Из «Фотографической иконографии больницы Сальпетриер, клиники заболеваний нервной системы» под редакцией Жана-Мартена Шарко, 1890
Париж. Фотогравюра
Гюнтер Брус (совместно с Герхардом Румом и Освальдом Винером). Господи, да вот же они, 1970
Документация акции. Ч/б фотографии Эрнста Отто Крёгера, картон, карандаш, 60 x 100 см

В этом театрализованном безумии особенно важны два аспекта. Прежде всего, динамическая и звуковая драматургия акции, задача которой — посредством спазмов, ступора, криков и истерических судорог выразить «исступлённое безумие». Например, Брус на долгое время застывает в судорожной позе, которая напоминает позы душевнобольных из описаний истерии эпохи рубежа веков, а также положения тела, характерные для такого психомоторного расстройства, как кататоническая шизофрения. Как и в случае с Шиле, остаётся спорным, намеренно ли Брус обращался к иконографии психических отклонений, заимствуя оттуда семиотику кататонии. Если это так, мы имеем дело с уже двойным цитированием: непосредственно психиатрического канона и его же в цитатах художников более раннего периода, включая Шиле. Сам Брус проводил прямую аналогию между портретами Шиле и своими собственными телесными практиками:

Термины «разрушение» и «саморазрушение» в акционизме наделены негативным содержанием, поскольку акции совершаются живыми людьми и над живыми людьми. Но по сути мы смотрим на художественное достижение, которое обладает таким же положительным значением, как, например, […] изображение деформированных тел на полотнах Шиле и де Кунинга i Brus, p. 144. .

Из этой аналогии следует, что телесные практики Бруса призваны воплотить живописные опыты Шиле в перформативной форме — и становятся физическим переживанием душевного кризиса. Лучший тому пример — одна из заключительных поз упомянутой акции, которая выглядит так: Брус «изгибается в дугу, касаясь пола только головой и ногами, и остаётся в этой позиции до полного изнеможения» i Brus, p. 144. . Именно эта поза описана Шарко как «истерическая дуга», которая проявляется во второй фазе так называемой большой истерии. Тело пациента тут изогнуто так же, как и в «Тесте на прочность»: корпус выгнут в арку, и только голова и ноги касаются земли. К той же группе поз относится классическая поза распятия, равно как и коленопреклонённое положение с вытянутыми вперёд руками. Это не означает, что Брус намеренно воспроизводит симптомы истерики, в отличие от Шиле, для которого это с большей вероятностью именно так. Скорее, к 1960‑м годам эти визуальные образы — в том числе и благодаря их использованию в работах Шиле — стали элементами общей культурной памяти о том, как выглядит безумие.

Даже в своих самых радикальных перформансах Брус не переживает, а инсценирует безумие. В отличие от кровоточащих ран, полученных в процессе акции, его душевный недуг не настоящий — он показной, рассчитанный на аудиторию, несмотря на то что художник даёт и ей, и самому себе шанс пережить опыт безумия. Творчество Шиле построено по тем же самым театральным принципам

Наравне с цитированием этой иконографии намеренная бессвязность действа, построенного на резких сменах настроения перформера, дополнительно создавала ощущение полнейшего безумия. Акция постоянно прерывалась внезапными прыжками и выкриками; от традиционной идеи непрерывного действия ничего не оставалось, а её место заняла идея психического дисбаланса. События разворачивались таким образом:

Он спокойно говорит: «Мне ещё стаканчик». Он кричит: «Нет! Нет!» — и тут же начинает кататься по полу. Он наступает в маленький таз с водой, поскальзывается, переступает в следующий. Спокойно говорит: «Кто‑­нибудь, закройте окно», — не дожидавшись ответа, бросается на пол, хватает ремень и начинает стегать пол, воду, кричать, кататься туда-сюда, доводя себя до полного изнеможения i Brus, p. 144. .

Рассуждая о запрограммированной непредсказуемости «Теста на прочность», которую более точно можно определить как «испытание нервной системы», Брус поясняет: «Для того чтобы проверить нервы на прочность, требуются резкие перемены действия — оно должно мгновенно обрываться» i Brus, p. 144. . Эта эстетика парадокса также восходит своими корнями к истерии. Диди-Юберман писал об Августине, самой известной пациентке Шарко:

Её движения были непредсказуемыми: вдруг шея поворачивалась так резко, что подбородок доставал до плеча и лопатки; нога ни с того ни с сего деревенела […]; обе руки неожиданно сгибались за спиной несколько раз подряд, а затем застывали… её тело замирало в причудливых позах, повторяющихся, непредсказуемых и ничем не обусловленных i Didi-Huberman, p. 122—123. .

Резкая смена напряжённых и расслабленных поз, рассогласованные движения конечностей, которые мы наблюдали в работах Шиле, перешли теперь в жанр перформанса.

Точно так же, как «спектакль истерии» рассчитан на присутствие врача i Löffler, p. 41. , и Шиле, и Брусу, ставившим свои «спектакли в спектакле», зритель нужен обязательно — даже в своих самых радикальных перформансах Брус не переживает, а инсценирует безумие. В отличие от кровоточащих ран, полученных в процессе акции, его душевный недуг не настоящий — он показной, рассчитанный на аудиторию, несмотря на то что художник даёт и ей, и самому себе шанс пережить опыт безумия. Это подтверждают семь страниц партитуры «Теста на прочность», где все моменты изображённого художником буйства тщательно прописаны заранее. Цитата из статьи Альбрехта Шрёдера свидетельствует, что и творчество Шиле построено по тем же самым театральным принципам:

Искусство Шиле по существу глубоко метафорично и театрально. […] Осознание игрового характера этих инсценировок выявляет особую важность понятия роли и связанной с ней концепции театральности для интерпретации творчества Шиле. Образы существуют, пока их видят: это обстоятельство не в последнюю очередь определяло формально важный статус зрителя, воспринимающего эти композиции, организованные, по сути, через драматургию взглядов i Schröder, p. 35. .

Отсюда можно сделать вывод, что оба художника сознательно изображали безумие в театральной форме, рассчитывая на публику и воплощая его в образах кататонии и судорог. Такая ситуация является вариацией известного альянса врача и пациента, который, согласно давним идеям Франца Антона Месмера, демонстрирует всё новые симптомы специально для того, чтобы их наблюдал медик. В основе «картинок из клиники», выполненных художниками, как и в основе психиатрической практики, лежит диалог.

На этом фоне совершенно ясно, что биографические и психологические интерпретации творчества обоих художников — которые не просто крайне проблематичны сами по себе, но и легко становятся политическим инструментом, что подтверждает и последовательная дискредитация работ Шиле в качестве «дегенеративного искусства», и принудительная психиатрическая экспертиза, которую назначили Брусу после «Искусства и революции», — в любом случае оставляют за пределами рассмотрения куда более широкий контекст этих коннотаций i Показательно, что психиатрическое освидетельствование Бруса проводил Хайнрих Гросс, который в годы Второй мировой войны был врачом в отделении детского психиатрического института Am Spiegelgrund и принимал участие в систематических убийствах детей и подростков-инвалидов. .