Арт-ярмарки

,

Нижний Новгород

,

Фотография

Как выбирать, оценивать и хранить: советуют галеристы фотографической секции ярмарки «Контур»

С 15 по 18 мая в Нижнем Новгороде проходят сразу две арт-ярмарки: графическая «Контур» и совсем новая «Контур. Фото». Её участники, кураторы, исследователи и архивисты, которые занимаются современной фотографией, ответили для нас на вопросы, которыми задаются все начинающие коллекционеры

Арт-ярмарка «Контур. Фото». Нижний Новгород, май 2025

Анна Максимова, художественный руководитель Общества «А-Я»,
Екатерина Юшкевич, куратор, художница, исследователь фотографии, Общество «А-Я»

Как выбрать работу, если совсем не разбираешься в современной фотографии?

В первую очередь, обязательно нужно решить, с какой целью ты покупаешь. Если в интерьер — тогда нужно выбрать технологию, которая выдерживает долгое экспонирование и солнечный свет. Если цель — создать или пополнить коллекцию, то нужно покупать на архивных носителях, которые невозможно повесить в раму и держать десть лет на свету, те, что более чувствительны к условиям хранения. Если цель покупателя — инвестиция, то архивная фотография, скорее всего, вырастет в цене. В этом случае обращайте внимание на крупные имена, которые уже себя зарекомендовали в мире современного искусства, современной фотографии. Цену определяет и формирует несколько факторов: стоимость работ, биография автора, его участие в российских и международных конкурсах, представленность в разных коллекциях. И, конечно, тираж: как правило, первая фотография тиража стоит дешевле, а последняя фотография самая дорогая.

Арт-ярмарка «Контур. Фото». Нижний Новгород, май 2025

На стенде «А-Я» мы показываем неизвестных авторов, большинство из них ещё в начале пути. Так что на «Контуре‎» можно купить их первые работы, которые потом станут расти в цене. Однако мне бы хотелось, чтобы фотографию выбирали просто по любви. Если какое-то изображение вам по-настоящему понравилось, его и покупайте. А вот если фотография вас не тронула, покупать её точно не стоит.

Анна Антонова, основатель галереи современного искусства 159 °F Gallery и коммуникационного агентства 159Foundation, коллекционер и меценат

Какое место фотография занимает в нынешней системе арт-рынка?

Фотография сегодня занимает периферийное положение на российском арт-рынке. Это отчетливо проявляется в структуре ведущих художественных ярмарок: количество фоторабот них минимально по сравнению с живописью, графикой или объектным искусством. Такая маргинализация связана с рядом факторов, среди которых особенности самого медиума и институциональные ограничения.

Ярмарка графики «Контур. Фото». Нижний Новгород, май 2025

Во-первых, специфика фотографии как искусства массового тиража накладывает ограничения на ее рыночную ценность. Тиражность, техническая воспроизводимость, отсутствие уникального материального носителя и так называемой «ауры» подлинности снижают восприятие фотографии как элитарного, коллекционного объекта. Кроме того, покупатели и коллекционеры часто сталкиваются с непрозрачностью системы ценообразования: остается неочевидным, как на стоимость работы влияет размер тиража, тип печати, качество исполнения, статус автора или участие в институциональных проектах.

Во-вторых, развитие рынка ограничено отсутствием специализированной инфраструктуры. В России практически нет ярмарок, фокусирующихся исключительно на фотографии (аналогов Paris Photo или Photo London), а количество профессиональных галерей, представляющих исключительно фотографическое искусство, остается крайне ограниченным. Это создает дефицит институциональной поддержки и затрудняет выстраивание устойчивой профессиональной экосистемы.

Тем не менее, фотография сохраняет потенциал к росту благодаря своей относительной доступности. По сравнению с другими видами искусства, начать коллекционировать фотографию проще — как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения понимания визуального языка и сюжетных кодов. Это делает фотографию особенно привлекательной для начинающих коллекционеров и способствует ее популяризации среди широкой аудитории.

Ярмарка графики «Контур. Фото». Нижний Новгород, май 2025

Почти все начинающие коллекционеры задумываются, как можно коллекционировать то, у чего потенциально бесконечный тираж? Одно из самых популярных заблуждений — это то, что коллекционеры собирают негативы. В действительности это не так. Любой фотограф, который работает на этом рынке, сделав фотографию, заявляет тираж её отпечатков — например, 10. Это означает, что будет отпечатано всего 10 фотографий определенного размера на определенной бумаге, каждая из которых будет нести порядковый номер и подпись фотографа (или его доверенного лица в случае смерти фотографа) на обратной стороне. Таким образом, количество фотографий ограничено, а их подлинность подтверждена документально. Естественно, чем меньше тираж, тем больше будет цена каждого отдельного экземпляра.

Самая дешевая — первая фотография в тираже, ведь у коллекционеров остается еще много возможностей купить другие отпечатки. Но по мере того, как они продаются, цены возрастают от номера к номеру. Каждый фотограф работает с несколькими профессиональными фотогалереями, которые предлагают его работы коллекционерам и рекомендуют момент для продаж новых серий автора. Фотографы не стремятся продать отпечатки как можно скорее, ведь их известность и популярность в мире растет по мере того, как у них проходят выставки, с какими галереями и известными журналами они сотрудничают, какие награды получают награды. А вместе с известностью растет и цена их фотографий.

Петр Иванов, Программный директор Flor et Lavr

Как отличить художественную фотографию от обычной?

Художественная фотография всегда предлагает больше, чем просто картинку. В ней есть идея, авторский взгляд, чувство времени и места. С точки зрения профессиональных критериев — важны концепция, качество исполнения, тиражность (ограниченный выпуск), наличие выставочной истории или участия в проектах. Но в первую очередь искусство — это то, что способно вызывать эмоции, заставлять задуматься и оставаться с вами надолго. Попробуйте узнать историю снимка: кто автор, какая идея стоит за работой, как она была сделана. Иногда знание контекста открывает фотографию совсем с другой стороны и помогает принять решение.

Ярмарка графики «Контур. Фото». Нижний Новгород, 2025

Мария Орлова, архивист и куратор галереи Devyatnadtsat'

Могли бы вы дать несколько рекомендаций, как хранить фотографии?

Во-первых, важно правильно экспонировать фотографии — при температуре в пределах от 18 до 24 °C (плюс/ минус два градуса) и в местах, удалённых или скрытых от солнечных лучей. Если избавиться от естественного света невозможно, лучше закрыть окна специальными плёнками от ультрафиолетового и инфракрасного излучений. В противном случае изображение может исказиться, стать ломким и потерять свой цвет. Хорошим решением будет оформить фотографии в раму или витрину с антибликовым стеклом и УФ-фильтрами — в багетных мастерских это стоит вдвое дороже, зато вам удастся сохранить изображение надолго.

Ярмарка графики «Контур. Фото». Нижний Новгород, 2025

Относительно рам — лучше выбирать металлические: в отличие от деревянных, они не содержат окисляющих веществ, меньше подвержены биологическим разрушениям, а значит и фотографии будут оставаться в безопасности. Кроме того, после 2−3 месяцев экспонирования фотографиям нужно отдыхать несколько месяцев в полной темноте.

Во-вторых, непосредственно хранение. При взаимодействии с фотографиями лучше надевать специальные хлопковые или нитриловые перчатки или ограничиться краями снимков. Фотографии лучше хранить горизонтально, при этом важно держать каждый снимок в индивидуальной упаковке — так они защищены от механических повреждений и лишней освещенности. Идеальным вариантом упаковки будет плотный конверт, сделанный из микалентной бумаги, но если возможности не позволяют, подойдут и чёрные бумажные/картонные конверты, не пропускающие свет.

Арт-ярмарка «Контур. Фото«
Нижний Новгород, Здание бывшего павильона «Мытного рынка», Большая Покровская ул., 2А
15—18 мая 2025 года