«Искусство» — № 5 (560), 2007
Скульптура: перспективы жанра
В номере:
Первый план
Скульптура: форматирование жанра
Скульптура до востребования
Леонид Лернер. Заветная цель скульптора не только и не столько воздвижение его творения в хорошем месте, а, наверное, превращение художественного объекта в сим-Bos, genius loci. При этом совсем не обязательно, чтобы произведение красо-валось на визитной карточке города или района. Достаточно будет и того, чтобы всем казалось, будто эта скульптура здесь стоит от начала времён, и без неё картинка ландшафта утратит полноту и точку силы.
Расширение границ
Кара Мискарян. Революция, которая произошла в искусстве в XX веке, привела к столь радикальным последствиям на всех уровнях, от идеологии и эстетики до собственно языка, что продолжать говорить об искусстве и анализировать его в традиционных категориях живописи, скульптуры, графики т.д. стало практически нонсенсом.
Ольга Лопухова:
Скульптура давно дискредитирована
Что первично: низкий спрос на скульптурные произведения или отсутствие скульпторов? Могут ди центральные или муниципальные власти волевым решением изменить ситуацию и сделать скульптуру востребованной? Да и актуально ди сейчас вообще само понятие — скульптура?
Кирилл Александров:
Скульптура — это образ
Если сам художник определяет своё произведение как скульптуру, то, наверно, к его мнению стоит прислушаться, пусть даже по внешним признакам и исходя из контекста вещь больше напоминает инсталляцию или объект.
Забытые имена
Продолжатель Филонова
Марина Хлынина. Персональная выставка Павла Зальцмана (1912—1985) в Третьяковской галерее продолжает растянувшуюся на долгие годы реабилитацию адептов «аналитического искусства» и его создателя, одного из самых значительных русских художников ХХ века Павла Филонова.
Опыты
Первоначальное фондостроительство
Сандра Фриммель. Отношение и российского государства и русского общества к современному искусству за последние годы значительно изменилось. Это выражается по-разному: в возрастающем количестве премий, в освоении галереями и другими выставочными пространствами новых городских территорий, в увеличивающемся числе коллекционеров современного искусства.
Комплексный подход
Александра Харитонова. Деятельность основанного в 2002 году коллекционерами Екатериной и Владимиром Семенихиными фонда культуры «Екатерина» отличается особым размахом. Фонд уже успел прославиться организацией крупномасштабных выставок в сотрудничестве с государственными музеями.
От частного к общему
Александр Рытов. Основанный в 2004 году Стеллой Кесаевой некоммерческий фонд Stella Art (SAF) вплоть до 2007 года функционировал параллельно и, можно сказать, в тени коммерческой Stella Art Gallery.
Актуализация контекста
Клер Саворетти. Фонд поддержки искусства «Современный Город» был основан в начале 2005 года Клер Саворетти, Дилярой Аллахвердовой и Терезой Мавика. У фонда есть своя небольшая коллекция и вы-ставочное пространство, каждые два года назначается куратор проектов.
Структурный подход
Елена Берёзкина. Фонд «Эра» был основан Еленой Берёзкиной в 2006 году и сразу же громко заявил о себе несколькими лекционно-дискуссионными программами с участием известных кураторов и художников.
Личный взгляд
Марина Гончаренко. Фонд «Русский век» в мае 2006 года основали Андрей и Марина Гончаренко. Самые громкие проекты за полуторагодовую историю фонда связаны с 2-й Московской биеннале. «Русский век» спонсировал основной проект в Башне «Федерация» и получил возмож-ность представить там свою экспозицию «Через картину» с участием российских и иностранных художников.
Юбилей
Живописец
Владимир Сальников. К 80-летию Дмитрия Жилинского Третьяковская галерея подготовила масштабную ретроспективу его произведений. И старую и новую экспозицию искусства XX века — да и вообще всё новейшее отечественное искусство — невозможно представить без картин этого художника.
Фотография
Пленники эпохи
Галя Лернер. Главная метафора для описания нынешних ретроспектив Сергея Борисова (ЦВЗ «Манеж») и Денниса Хоппера (Эрмитаж, ЦВЗ «Манеж») — «эпохальность». Им удалось зафиксировать на плёнку две интереснейшие для американского (1960-е) и российского (конец 1980-х — 1990-е) искусства эпохи.
Мастерская
Борис Жутовский:
По закону природы
Биография участника знаменитой выставки в 1962 года в Манеже — вполне обычная для неофициальною художника: Полиграфический институт, студия Белютина, работа иллюстратором, произведения в коллекциях Людвига и Доджа, первая персоналия в России в середине 1990-х…
Реплика
Музей Маркина
Андрей Ковалёв. Коллекционер Игорь Маркин, наконец, запустил свой проект «art4.ru музей актуального искусства». Зная характер успешного бизнесмена, можно было предположить, что заведение он откроет странное, ни на что в России не похожее, эпатажное.
На обложке: Вальтеркьо Кальдас. Ключ Молчания. 2005
Нержавеющая сталь, акрил, гранит. 180 × 143 × 37
Courtesy Galeria Laura Marsiaj, Rio de Janeiro
Photo Vicente de Mello