«Искусство» — № 1 (562), 2008
Новаторы и интерпретаторы
В номере:
Первый план
Критика и интерпретация
Современное искусство немыслимо без критиков — специалистов, умеющих правильно увидеть и объяснить публике (а часто — и самому художнику) сущность произведения. От степени искушенности и независимости интерпретатора зависит, как новация впишется в устоявшийся контекст. Формирование способности суждения об искусстве требует знакомства с определённым методом — знаточеским, научным или журналистским.
Макс Фридлендер:
Об искусстве и знаточестве
«Академисты приходят в музей с идеями, знатоки из музея с идеями выходят», — говорил Макс Фридлен дер (1867—1958), один из ярчайших выразителей знаточеского метода в истории искусства.
Клемент Гринберг:
Абстрактное, фигуративное и так далее
Тема эссе одного из самых влиятельных художественных критиков XX века — сущность и взаимоотношения абстрактного и фигуративного искусства.
Ретроспектива
Сизиф
Ольга Хорошилова. Кто такой Чак Клоуз? В 1950-х — журнальный иллюстратор. В 1960-х — второстепенный абстрактный экспрессионист и поп-артист-волюнтарист. В 1970-х — фотореалист и фотограф. В 1980-х… Здесь начинаются споры.
Вопросы истории
Виктор Скерсис:
Оправдание концептуализма
В 1975 году на выставке в Доме культуры ВДНХ большинство неофициальных художников показывали живопись, Михаил Рошаль, Геннадий Донской и Виктор Скерсис — объекты «Гнездо» и «Коммуникационная труба».
Художественный рынок
Импрессионисты и модернисты
Локальные кризисы на фондовом рынке, грозящие перерасти в глобальную катастрофу, до сих пор никак не отразились на арт-рынке. Среди лидеров роста — сегмент Impressionist and Modern Art, где за последние несколько месяцев было поставлено множество рекордов.
Фотография
Эксперимент и гламур
Галя Лернер. Эдвард Штайхен прославился как смелый экспериментатор, изошрённый фотограф знаменитостей и изобретательный куратор.
Опыты
Китайская реальность
Соня Рудакова. Китайские художники продолжают триумфальное шествие по Европе. Экспозиция в Вене классифицирует и концептуализирует новейшие достижения великих имитаторов.
Сентиментально-парадный мемуар
Екатерина Иноземцева. В рамках проекта «Красноармейская студия» были объединены работы на военную тему, созданные художниками-соцреалистами и мастерами современного искусства.
На обложке: Чак Клоуз. Мэгги. 2005 — 2006. Холст, масло. 259,1 × 213,4
© Chuck Close / Courtesy PaceWildenstein, New York
Photo by: Kerry Ryan McFate / Courtesy Pace Wildenstein