«Искусство» — № 4 (565), 2008
Форма и содержание
В номере:
Первый план
Формообразование
Форма и смысл
Александр Раппапорт. Вопрос о форме в искусстве, или его вариации в виде проблем борьбы с формализмом или аналитикой стиля, кажется, довольно давно ушёл в прошлое. И это, возможно, было бы неплохо, если бы вместе с ним и само искусство не начало обнаруживать признаки вымирания. Стало казаться, что будущее искусства теперь уже зависит не столько от ущерба, наносимого ему формализмом, сколько от утраты именно его формальной озабоченности.
Деградация формы
В интервью нашему журналу художник-марксист Дмитрий Гутов рассуждает об обеднении «мира форм» и деградации «формотворчества».
Сфера невидимого
Форма определяется творческими задачами, которые перед собой ставит художник. Новые задачи, обусловленные объективными или субъективными фак-торами, естественно ведут к возникновению новых форм. Философ Елена Петровская раскрывает суть практик новейшего искусства, которые совершенно оторвались от традиционных представлений об искусстве и присущих ему формах.
Форма как преграда
Один из немногих отечественных практиков минимализма, Борис Марковников часто использует «не совсем художественные», с точки зрения традиционного искусства, столярно-слесарные приспособления для создания своих произведений. Он буквально выцарапывает, высверливает и выламывает форму из холста, дерева или железа.
Фотография
Человеческий взгляд
Галя Лернер. Самые яркие работы Бориса Михайлова — на границе быта и идеологии. Это особая территория, непростая для творческого переосмысления, поскольку велик шанс залипания в социальную критику, цинизм или даже пошлость. Михайлов этого избежал.
Решётки и тени
Михаил Лазарев. Фотографическое творчество художественных критиков и теоретиков следовало бы выделить в особое направление современного искусства.
Опыты
Новая точка сборки
Виктор Мизиано. Биеннале европейского искусства «Манифеста 7» демонстрирует радикальные изменения и в формате показов и в кураторских подходах к организации выставок.
Мастерская
Метод образа или образный метод
Карина Караева. Ингеборг Люшер (р. 1936) принадлежит к тому достаточно широкому кругу мультиинструменталистов, которыми славен ХХ век. Поиск форм и способов для реализации концептуальных проектов заставляет швейцарскую художницу открывать всё новые и новые возможности традиционных материалов и техник, а также постоянно экспериментировать с новыми медиа.
Документальное проектирование экрана
Константин Бохоров. Художник Кирилл Чёлушкин в искусстве движется своего рода галсами. Учился на архитектора, международную известность получил как книжный иллюстратор, в 1990-е обратился к концептуальным проектам, в 2000-х стал делать огромные рисованные панели, используя коды классического искусства для проблематизации современных культурных стереотипов.
Вопросы истории
Механизмы взаимного влияния
Ольга Хорошилова. В последнее время российских художников, галеристов и кураторов всё больше и больше интересует абстрактное искусство. Направление, весьма популярное в Европе и Америке у нас — в сиду понятных причин — имеет слабые традиции.
Монтер реальности
Антон Новиков. Казус Бахчаняна — это, наверное, наиболее яркое на сегодня противоречие между значимостью творца в истории и местом в иерархии современного русского искусства.
Профиль
Питер Доиг. Хичкок от живописи
Ольга Хорошилова. Питер Доиг — возможно, самый интересный и значительный из актуальных живописцев. И дело даже не в том, что ему удаётся исключительно красиво и небанально сочетать в своих работах вполне традиционные техники и ходы с невероятным магическим драйвом в духе Альфреда Хичкока и Дэвида Линча. И, конечно, не в том, что его «Зелёную пирогу» продали на аукционе за десять миллионов.
На обложке: Эрнст Людвиг Кирхнер. Марцелла — артистка
Фрагмент. 1910. Холст, масло. 101 × 76
Музей «Брюкке», Берлин