«Искусство» — № 6 (561), 2007
Актуальное искусство: практика культа
В номере:
Первый план
Практики актуального искусства
Культ актуальности
Леонид Лернер. Довольно сложно сказать, кто, собственно, определяет актуальность художественного явления: современники или история? знатоки, толпа или властители? рынок или искусство? Для каждого существует своя актуальность, она абсолютно обоснованна и является истиной в последней инстанции.
Переубедить поклонника тихого немодернизма в том, что квинтэссенция художественных исканий эпохи содержится, например, в многоликом и изменчивом творчестве Олега Кулика, — бессмысленное занятие.
Актуальность как эксцесс реализма
Юбилейная монографическая ретроспектива живописи и графики Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) в Третьяковской галерее возвращает нам пафос реального, которым жила культура XIX века. Об актуальности Шишкина рассуждает художник Дмитрий Гутов.
Владимир Дубосарский:
Актуальность ускользает
О современном состоянии актуальности — размытой, лишённой вектора и идеи, но при этом финансово обеспеченной — размышляет Владимир Дубосарский, один из ведущих художников русского актуального искусства.
Профиль
Бедный скульптор с зеркальной «береттой»
Никита Алексеев. Итальянский художник Микеланджело Пистолетто — один из основателей arte povera. Возникшее в конце 1960-х, заряженное энергией социальной коммуникации и мощным утопическим потенциалом своей эпохи, «бедное искусство» стало одним из важнейших направлений современного искусства.
Фотография
Групповой портрет в интерьере угасающего соцреализма
Дмитрий Новик. История движения ленинградских неофициальных фотографов уложилась в тридцать лет, от ранней хрущёвской оттепели до поздней горбачёвской перестройки. Краткую и в высшей степени внятную версию истории «Ленинградского фотоандеграунда» для выставки в Строгановском дворце Русского музея подготовили Валерий Вальран и Исаак Кушнир.
Вопросы истории
Эрос невозможного
Дмитрий Новик. Одна из самых востребованных тем во все времена, в годы советской власти «телесность» не особенно приветствовалась. Любителям «обнажёнки» грозили обвинения если не в порнографии, то уж в «буржуазности» точно. Опусы на «женскую тему» обычно пылились на антресолях в мастерской.
Забытые имена
Другая реальность
Марина Хлынина, Соня Рудакова. Борис Петрович Чернышёв принадлежит к тому весьма широкому кругу художников советской эпохи, которым по понятным причинам приходилось вести двойную творческую жизнь. Мастер каменной мозаики и фресковой росписи, он служил монументалистом и поучаствовал в реализации известных проектов.
Опыты
Летопись акционизма, первый извод
Александр Евангели. Отечественное актуальное искусство совсем молодо: ему нет ещё и двадцати. Однако история, богатая на разночтения и белые пятна, уже есть, она обрастает недомолвками и преувеличениями — то есть существует именно по тем законам, по которым и должна функционировать любая история.
Реплика
Художественный эквивалент
Впервые вручённая в начале декабря Премия Кандинского — большое событие для нашего искусства. Дело не в том, кому достался благотворительный приз, а в том, что устроителям премии удалось создать ещё одну важную площадку для продвижения бренда «отечественное современное искусство» в России и за рубежом.
Комментарии
Американский ответ
Дмитрий Новик. Эрмитаж — единственный из ведущих российских музеев — до самого недавнего времени последовательно игнорировал современное искусство. Поэтому старт долго откладывавшегося проекта «Эрмитаж 20/21», в рамках которого предполагается открыть музей для «лучших из лучших» актуалистов, — событие действительно эпохальное.
Революционер
Елена Якунина. Ретроспективные показы наиболее значимых для мирового искусства художников вызывают, прежде всего, один вопрос — когда был предыдущий? Двадцать, сорок дет назад? В случае с Гюставом Курбе (1819—1857), чья выставка прошла в парижском Гран Пале, — три десятилетия.
На обложке: Гюстав Курбе. Отчаявшийся. 1843 — 1845 Холст, масло. 45 × 54. Частная коллекция Courtesy Conseil Investissement Art BNP Paribas Photo Michel Nguyen